Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

bz232.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1111835

Памяти мастера (окончена)

Заслуженный художник РФ Борис Анатольевич Постников - один из тех, кто  в течение нескольких десятилетий определял лицо местного искусства. И не только потому, что почти 50 лет его творческой  и педагогической деятельности связано  с Удмуртией, в течение ряда лет он избирался членом правления Союза художников, его картины экспонировались на престижных смотрах разного уровня, без его участия не обходилась  ни одна республиканская выставка.

 

Именно он, дипломник первого выпуска основанного в1959 г. художественно-графического факультета  Ижевского педагогического института,  оставшийся  там преподавать, был  среди художников - основателей местной школы живописи. Её базовые черты - яркость колорита, мажорность мироощущения, характер композиционных и пластических построений - нашли свое воплощение и развитие  в творчестве Б.Постникова.  Но до того как сложился вполне узнаваемый  стиль художника, были годы учебы, рост жизненного и творческого опыта. И, как водится, многие ранние работы художника или не сохранились, или  разошлись по частным коллекциям. Восстановить  творческий путь живописца, собрать альбом его произведений хотя бы в репродукциях - дело будущих исследователей. И, возможно, это поможет по-новому взглянуть не только на самого автора, но и на развитие искусства Удмуртии, в котором по-своему отразилось и преломилось переживание и осмысление «большой» истории страны и ее повседневной жизни, которая более тонко показывает подлинное содержание  и смысл происходящего.  В ранних работах Постникова можно увидеть  и черты «сурового стиля», и  романтику милицейской службы, позднее он создал цикл произведений на тему гражданской и Великой Отечественной войны.

Но не менее важным содержанием его творчества была  «просто жизнь»  во всем богатстве и разнообразии - с теплотой семьи и уютом дома, с рыбалкой и сосредоточенной работой в мастерской.  Но поскольку он  был художником во всех своих проявлениях, то выловленная рыба  или  громадная бутыль с рябиновой настойкой попадали в первую очередь в натюрморт, а затем уж на стол, за которым нередко собиралась большая компания друзей, и где неизменным  тамадой был, конечно же, Борис Анатольевич. В этом проявлялись  широта и открытость характера Бориса Постникова, любящего и умеющего не только пошутить, но и в случае необходимости показать своё «профессорское» красноречие. В коллекции нашего хранятся основные произведения живописца, часть которых стала классикой  местного искусства. Настоящая  выставка, дополненная  работами последних лет, дает возможность болеё объемно и полно увидеть творческое наследие безвременно ушедшего художника.

Тема войны имела особое значение для художника, была окрашена глубоко личными чувствами и переживаниями. Она близко коснулась и его самого,  и близких ему людей. На фронт ушёл отец и ещё несколько родственников, некоторые из них с войны не вернулись. Оставшиеся в тылу тоже хлебнули лиха: голод, холод, тяжелая работа. И на фоне всего этого проявились такие лучшие человеческие качества, как дружба и взаимопомощь,  помогавшие выжить в этом аду. Художник вспоминал, что выловленной в реке рыбой, собранными в далеком лесу  грибами обязательно делились с соседями, и те в свою очередь старались ответить добром. Поэтому так  пронзительно трагичны  его картины из цикла «Вечная память», где через предметы - хлеб, патефон, покореженные патронные гильзы - художник вспоминает и о том, что сохранила память, и о своем, уже  зрелом и мудром переживании событий прошлого. Военная тема раскрывается средствами натюрмортов, пейзажей, больших тематических картин. Среди них и сюжеты, непосредственно воспроизводящие тяжелые  будни войны, и наполненные лирическими чувствами и метафорами картины, где раны земли, тени погибших взывают к потомкам не только о вечной памяти, но и о сохранении мира и согласия  как вечной и непреходящей ценности.

Помимо творчества Борис Постников много сил и времени отдавал преподавательской деятельности, передавая свой богатый опыт художника-практика и житейскую мудрость молодому поколению. Это стимулировало и его самого постоянно быть в творческом поиске, сохранять энергию и интерес к жизни.

Среди ранних произведений художника есть работы, посвященные городу, ставшему для него родным. Одна из них - «Ижевск вечерний» - стала, можно сказать, эстетической реабилитацией промышленного, маловыразительного с архитектурной точки зрения, города. Избрав смысловым и композиционным центром картины пруд, который реально является исторической и ландшафтной достопримечательностью места, художник выявил это с помощью чисто живописных средств: вечернего освещения, широкой  манеры письма, общего приподнятого тона повествования. Благодаря этому городской пейзаж  приобретает черты фееричности,  излучает ощущение радости и полноты бытия. Ижевску посвящено немало произведений художника: это и непосредственное изображение городского пейзажа, и показ города через его будни или  какие-то яркие события. К таким можно отнести серию  работ, посвященных работникам ГАИ, или прекрасно передающую особый дух Ижевска 1960-х годов картину «Мотокросс». Апофеозом этой  «ижевской сюиты» можно считать картину «Перекресток», не оцененной в своё время по достоинству и приобретшей спустя десятилетия особые качества эмоционального и, значит, наиболее убедительного документа. Сейчас очевидно, что это единственный   в местном искусстве опыт создания группового портрета художников на фоне города. Бодрая поступь тогда молодых и  полных оптимизма нынешних мэтров  искусства во главе с самим автором картины, влажность воздуха и свежесть асфальта после недавно прошедшего дождя, купающиеся в луже голуби и парящая над всем этим белая лошадь в кузове грузовика превращают прозаичную сиюминутность в  гимн повседневности.

Поэтика праздника вообще  свойственна мироощущению Б.Постникова. Возможно, корни этого следует искать в родном городе художника – Костроме, где он родился  24 мая 1939 г. в большой семье рабочего и где сделал первые шаги в искусстве после окончания местного художественного училища. Богатый архитектурными и историческими  памятниками, расположенный на великой реке - искристой, веселой, разнообразной, открытой всем культурам и народам, создающий среду для творчества - старинный русский город и характеры человеческие кует соответствующие. Именно таким – ярким, с   распахнутой душой - предстает художник со своих картин, будь то натюрморты с сиренью и порхающими бабочками, или  переливающаяся всеми цветами радуги свежевыловленная рыба на зеленых лопухах.  Особенно явно это  проявилось в автопортрете, где художник изобразил себя в той обстановке, которая наиболее близка ему и выражает его характер. Это некий идеальный мир, где много солнца, свежей травы, присутствуют любимые животные и  самое главное - творчество как непременное условие счастливой жизни. Это же состояние души стало темой серии портретов женщин-мастеров декоративно-прикладного искусства. Их одухотворенные лица, отношение к искусству как к служению, стали главными личностными характеристиками  в этих портретных образах. Можно сказать и образАх (с ударением на последнюю букву), как про икону, потому что помимо торжествующей  яркой красочности есть в портретах и некий намек на нимбы, роль которых при ближайшем рассмотрении играют созданные  героями картин произведения. Разнообразие – вот, пожалуй, главное свойство творчества Б.Постникова. Он с одинаковым интересом и энергией  пишет портреты, пейзажи, сложные композиционные картины. В этом проявляется его пристальное внимание и активное отношение к окружающему миру. Среди его удач - серии картин, посвященных гражданской и Великой Отечественной войне, лирические пейзажи России, портреты современников, среди которых и  несколько  портретов жены - среди цветов, в домашнем интерьере, с детьми и родственниками.

И совсем не случайно работы художника, показанные на региональных выставках последних лет, имеют почти символические названия - «Песни над Камой» и «Мыс любви». В них в полной мере проявились жизнелюбие,  искренность и обаяние художника, которые греют и сейчас, когда уже нет среди нас их автора.

 

 

 

                                       В.Гартиг

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна