Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

lz311.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1112241

Стоящий у истоков (окончена)

   

С именем Алексея Павловича Холмогорова (1925-1987), народного художника России и Удмуртии, лауреата Государственной премии СССР им.И.Е.Репина и серебряной медали  Академии художеств СССР связаны многие значительные достижения национального искусства. Впервые им были созданы масштабные произведения, впервые  картины художника из Удмуртии показывались на всесоюзной выставке и  были приобретены Третьяковской галереей. Он первый среди наших художников вышел на мировую арену: его картины в составе сборных выставок произведений крупнейших мастеров отечественного искусства показывались в Индии, Сербии, Монголии, Чехословакии, Швеции. Знающие систему отбора на такие экспозиции поймут, что это своеобразный сертификат качества. Тем интереснее посмотреть эти работы сейчас, когда многое изменилось в нашей стране, образе жизни, системе ценностей.

 

       Он родился 1 марта  1925г. в деревне Молчаны Воткинского района, окончил Художественный институт им. В.Сурикова в Москве. Был одним из основателей и первых преподавателей художественно-графического факультета Ижевского педагогического института, инициатором создания Удмуртского музея изобразительных искусств и Увинской картинной галереи, народной изостудии при объединении «Ижсталь», которая существует до сих пор и носит его имя.

  В январе 1943 года Холмогоров был призван в Красную Армию, служил рядовым на Курилах, сражался на Дальневосточном фронте, награжден медалью "За победу над Японией". В годы военной службы начал заочно учиться на курсах рисования в народном университете им. Н.К.Крупской в Москве.  Участия в серьёзных боевых действиях ему по молодости лет  принимать не довелось, но стремление сохранить некоторые моменты службы в армии вылилось в серию зарисовок. А самое главное, он слушал рассказы бывалых бойцов. Поэтому закономерно, что к 30-летнему юбилею  Победы  в Великой Отечественной войне художник задумал два больших полотна. Одно из них изображало подлинный случай, когда прямо на поле боя  генерал вручает награды молодым, но с седыми головами бойцам, выстоявшим в тяжёлом бою. Картина так и называется - «Выстояли». Сюжетом она перекликается с эпизодом из известного фильма, снятого по произведению Ю.Бондарева «Горячий снег». Вторая работа – большой групповой портрет ветеранов войны из Удмуртии. Среди собравшихся в школьном музее фронтовиков художник изобразил Героя Советского Союза генерал-майора А.Н.Сабурова, в 1942-44 гг. командовавшего партизанским соединением в Сумской, Житомирской, Волынской, Ровенской и других областях Украины, а также Брянской и Орловской областях России и в южных районах Белоруссии; бывшего артиллериста И.М.Телятникова, писателя М.Лямина, бывшего знаменосца Н.И.Нариманова, бывшего пулеметчика И.Д.Лукина, Героя Советского Союза, бывшего летчика А.А.Девятьярова и военного разведчика В.Н.Перминова. Спустя десятилетие художник снова обратился к этой теме. На этот раз он написал ветеранов из Малопургинского района. Картина «9 мая. Деревенские ветераны» с успехом прошла по многим выставкам и была принята на постоянное хранение в знаменитую Третьяковку. Кроме неё, там же находится портрет удмуртской доярки З.Л.Михайловой.

    Алексей Павлович был настоящим подвижником, искусство было смыслом всей его жизни. Несмотря на тяжёлую болезнь, художник работал до последних дней  над портретом известного киевского  кардиолога профессора Н.М.Амосова и групповым портретом воинов-афганцев. Эти работы остались незавершёнными. Холмогоров работал в разных жанрах, но особенно удавались ему женские портреты. Именно за серию портретов удмуртских женщин он был удостоен Государственной премии и медали Академии художеств СССР в 1981 году.  Это портреты «простых» колхозниц из самой глубинки Удмуртии. Сейчас другие времена и  другие герои, и остаётся только удивляться, как известный художник месил грязь за десятки вёрст от уютной мастерской, чтобы  писать безвестную крестьянку. Удивительно, но сейчас, в век демократии, утрачены гуманистические традиции, идущие от художников-передвижников, неоднократно обруганных ревнителями нового искусства. Внимание к «маленькому» человеку, как к равноправному члену человеческого сообщества, было  стержнем их искусства. В этом плане А.Холмогоров – продолжатель великих традиций передвижничества. Начало было положено портретом «Молодая мать-удмуртка» в 1959г. Это национальный вариант вечной темы искусства – мадонна с младенцем, настоящий гимн женщине-матери. В этом портрете общечеловеческая  тема материнства приобрела национальную специфику благодаря ярко выраженному характеру, выявлению этнических особенностей  внешности и одежды женщины. И сейчас, по прошествии почти полувека, она не утратила своих достоинств. В ней уже было то, что  являлось главным в творчестве живописца: утверждение ценности  и неповторимости личности,  стремление передать национальный психологический склад, индивидуальные черты внешности и характера. Последующие работы художника – «Матери», «Бабушка  Дарья Курбатова из Баграш-Бигры» - продолжили эту линию. Обращение к образу известной мастерицы Д.Курбатовой  было примечательно ещё и соприкосновением с материалом народного искусства, сконцентрировавшего духовный опыт народа. Именно наследницей и хранительницей  народных традиций, настоящей народной художницей предстаёт перед нами простая деревенская бабушка. Земляки по достоинству оценили труд художника: он был отмечен премией колхоза «Искра» Малопургинского района, чем  по праву гордился.

   Главной чертой характера А.Холмогорова была работоспособность. Он работал  всегда и везде: в мастерской, крестьянской избе, в больнице и санатории, где ему часто приходилось бывать по состоянию здоровья. Никогда болезнь или плохое самочувствие не становились поводом для безделья. Мастерство и успех давались только трудом и упорством.

   Общественная деятельность неотделима от творчества А.Холмогорова. Он был председателем местного Союза художников, неоднократно избирался секретарём правления Союза художников России, членом зонального выставочного комитета, был преподавателем Художественно-графического факультета Удмуртского университета. И сейчас, оценивая творческий путь и наследие живописца, создавшего галерею образов выдающихся людей и простых тружеников республики, органично впитавшего и развившего великие традиции русского реалистического искусства, с уверенностью можно сказать, что Алексей Павлович Холмогоров был крупным мастером, благодаря которому культура Удмуртии обогатилась и вышла на новый уровень развития.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна