Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

bz326.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1111842

П.А.Кривоногов (окончена)

 

Дата публикации 23.04.2015

 

 

 

 

 

 

Выдающийся русский художник-баталист  Петр  Александрович  Кривоногов родился 21сентября 1910 года в селе Киясово Вятской губернии в бедной крестьянской семье. Сейчас это территория Удмуртии. Детство будущего художника пришлось на самые драматичные годы в истории страны: первая мировая война, революция, нарушившая традиционный уклад  жизни,  братоубийственная  гражданская война.  В годы гражданской войны отца Кривоногова, за то, что старший сын воевал на стороне  «красных», колчаковцы  запороли  шомполами  до  полусмерти на глазах семьи. Вскоре он умер. Малолетние дети остались на попечении матери. Чтобы как-то выжить, она отдала  двенадцатилетнего  Петра в батраки зажиточному хозяину в соседнюю деревню.  Позже  сестра-учительница определила  брата  в  Сарапульский  детский дом, где хоть скудно, но кормили и учили. Не выдержав суровых нравов этого учреждения, Пётр убежал оттуда, мечтая учиться в Москве «на  художника». Долгое  время  подросток  беспризорничал, скитался по городам и весям, пока  поздней осенью 1925 года не попал в облаву. Будущему  баталисту  повезло,  что  он  был  определен  в  Кинешемский  детский дом, называвшийся просто «Приемник», где работали  хорошие  педагоги.  Они  обратили внимание на подростка, проявлявшего  незаурядные художественные способности. Особенно серьезную роль в жизни Кривоногова сыграл учитель рисования Сергей Николаевич Коковин, который поддерживал страсть Петра  к  рисованию.  Учитель  и  ученик  засиживались  вместе  после  уроков,  спорили, обсуждали композицию и тему рисунков. С.Коковин, чувствуя впечатлительность своего ученика, стремился развивать его фантазию и художественную технику. Именно он заметил пристрастие Пети к батальной тематике и помогал ему в работе над иллюстрациями к повести А.Серафимовича «Железный поток». После окончания семилетки в 1930 году Кривоногов получил направление на рабфак при Академии художеств в Ленинграде. Затем  продолжил  обучение  там  же,  в  Институте живописи, скульптуры и архитектуры, где его учителями были И.И.Бродский, П.А.Шиллинговский, К.Ф.Юон. В своей дипломной работе он продолжил тему похода  Таманской  армии  и  получил отличную  оценку. Картина осталась  в  постоянной экспозиции музея Академии, экспонировалась  на  Всесоюзной  выставке, посвященной 20-летию Ленинского комсомола.  В  1939 году  П.Кривоногов  был призван на  службу  в  Красную  Армию. В  кавалерийской  части,  где  он    служил под  штабным  командованием  генерала  Л. Доватора,  базировалась    студия  военных художников имени выдающегося мастера  русской  живописи  Митрофана Грекова.  В  последний  предвоенный  год художник начал успешно экспонировать свои картины на выставках, поэтому закономерно, что Кривоногова по его просьбе взяли в эту  художественную мастерскую.  Отныне со студией М.Грекова была связана вся его дальнейшая творческая жизнь.

Великую Отечественную войну Кривоногов провёл в действующих войсках, вместе с солдатами прошел полный лишений и потерь героический путь от Волоколамска до Берлина. «Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце», - скажет художник позднее. А тогда, на войне, он выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Ставший свидетелем  многих  малых  и  больших сражений, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями, художник в мае 1945-го был в Берлине и видел самый  волнующий  кульминационный момент  завершившейся  войны  -  взятие Рейхстага. На основе своих впечатлений и  зарисовок  в  1948  году  он  создал  свою  наиболее  известную  картину  «Победа». За  это  грандиозное  полотно  П.А.Кривоногов был  удостоен  Государственной премии СССР. Позже он стал заслуженным  деятелем  искусств  РСФСР.  В  1967 году была  учреждена  Золотая  медаль им.М.Б.Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Художник умер 22 августа 1967 года в Москве. После его смерти  вдова,  Е.А.Кривоногова,  передала  на родину художника в с.Киясово его произведения, на основе которых был открыт школьный музей. Позже, 8 августа 1997 года,  был открыт Киясовский районный музей П. А. Кривоногова, где теперь экспонируются его работы. Произведения  выдающегося  баталиста хранятся во многих музеях страны. Есть произведения  П.Кривоногова и в Удмуртском республиканском  музее  изобразительных искусств. Уникальные  фронтовые  рисунки  нашего земляка мы считаем особо  ценными в нашем собрании. Находясь в действующей армии,  испытывая  все  тяготы  военной  жизни на передовых огневых позициях, художник оставался  верен  своему  призванию.  Карандаш стал его оружием: мастер не выпускал его из рук  в непосредственной близости от поля  боя,  в  любую  непогоду.  Суровая  школа войны обогатила Кривоногова бесценным профессиональным  и  жизненным  опытом, помогла  сохранить для истории подлинные факты  и образы  участников  военных  событий    простых  солдат,  своими  жизнями, потом  и  кровью  завоевавших  Победу.  Выполненные на обычной, пожелтевшей от времени бумаге карандашом и углем, они  запечатлели людей, сожженные города,  многие яркие  эпизоды  фронтовой  жизни,  редкие минуты передышки между боями. В отличие от  живописных  работ,  процесс  написания которых долог и трудоёмок, требует особых условий  художественной  мастерской,  рисунки создавались нередко прямо на полях сражений. Это были своего рода репортажи непосредственно  с передовой, нарисованные очевидцем - художником предельно честным и  бескомпромиссным,  и  потому  с  течением времени  приобрели  ценность  художественно-публицистического  документа. В перерыве между боями эти зарисовки показывались бойцам на импровизированных выставках и получили высокую оценку самих участников и свидетелей тех  событий. В  наших  фондах, кроме  фронтовых  рисунков,  хранятся  и  живописные  произведения  Петра  Кривоногова,  созданные  на  основе  фронтовых  впечатлений  и  зарисовок. Первые  трагические    дни  войны  запечатлены  в  его  картине  «Защитники  Брестской  крепости». Готовясь к войне, фашисты учли всё,  кроме  характера  советского  человека. Впервые его силу захватчики, рассчитывающие на быструю победу, почувствовали при столкновении  с  гарнизоном Брестской крепости, оказавшим мощное сопротивление.  Взятие  этого  бастиона  обошлось немецкой армии дороже всей  войны во Франции.  Героизм  «бессмертного  гарнизона»  стал  темой  нескольких  произведений  художника.  Среди  них  и  наша картина  -  вариант  хранящегося  в  Центральном музее Вооружённых Сил  РФ большого полотна с таким же названием. Батальная композиция  воссоздаёт один из самых напряжённых моментов – отражение атаки противника. Эта картина была создана вскоре после войны, когда  ещё свежи были воспоминания о ней непосредственных  участников,  а  страна восстанавливалась  после  её  разрушительных последствий. В те же годы была написана и картина «В штабе», воссоздающая один из эпизодов разработки военной операции.

Каждая  эпоха  формирует  свой  тип личности,  особенности  которой  проявляются  в  мировоззрении,  характере, внешнем  облике.  Яркий  пример - портрет  лётчика  А.В.Бабушкина  работы П.Кривоногова.  Написанный  с  низкой точки зрения, на фоне неба, которое занимает две трети картины, портрет передаёт масштаб личности «красного сокола», его  несгибаемый  характер,  искренний патриотизм.  Судьба  Александра  Васильевича Бабушкина характерна для людей его поколения. Он родился 20 декабря 1920 года в деревне Красино-Убережное Иваньковского района Тульской области. После окончания средней школы по путёвке одного из райвоенкоматов Москвы был направлен в Мелитопольское военное  авиационное  штурманское  училище, которое окончил в 1940 году. Перед войной  он  служил  в  разведывательном авиаполку. Фронтовая биография Александра  Бабушкина  началась  с  первого дня Великой Отечественной. Вот один из эпизодов с участием А.Бабушкина: первый боевой вылет 30 июня 1941 года для бомбардировки вражеского аэродрома в Бобруйске. Один двигатель его самолёта был повреждён зениткой врага, но бомбы были сброшены в цель. На обратном пути его Як-4 был атакован двумя вражескими истребителями. Не дотянув до своего аэродрома, самолёт всё же приземлился на территории советских войск. Через 5 дней экипаж во главе с А. Бабушкиным дошёл до места вылета, где их уже считали погибшими. За годы войны А.Бабушкин совершил 163 боевых вылета, участвовал в 19 воздушных схватках.  Почти  все  полёты  проводились  с целью  ближней  и  дальней  разведки,  фотографирования обороны противника, мест сосредоточения  его  войск,  железнодорожных станций, речных переправ, морских портов, командных  пунктов  и  узлов  связи.  Воевал Бабушкин  на  Западном  и  3-м  Белорусском фронтах,  на  многих операционных  направлениях.  Перед  наступлением  Красной  Армии в Белоруссии и Восточной Пруссии его экипаж  сфотографировал  территорию  общей площадью около 25000 кв. км. Войну закончил  под  Кёнигсбергом.  19  Апреля  1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с  врагами,  А.Бабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он продолжал службу в частях ВВС. В 1950 году окончил Военно-Воздушную  академию. С 1977 года  полковник А. В. Бабушкин - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной  Звезды  (четырежды),  медалями. Умер 25 сентября 1996 года.

Таким же целеустремлённым, смелым и решительным, бесконечно преданным своему делу, был и Пётр Кривоногов. Несмотря на  сложные  жизненные  обстоятельства,  он упорно шёл к своей мечте и стал художником.  Его  творчество  давно  стало  классикой советской  батальной  живописи,  сохранило для потомков горькую правду войны и  радость  долгожданной  Победы.  Детские  годы, проведённые  на  малой  родине,  не  были счастливыми и безоблачными для будущего художника.  Видимо,  поэтому  его  не  тянуло побывать здесь снова.  Но благодарные земляки чтят талант летописца народного подвига, помнят о нём и делают всё для сохранения творческого наследия и памяти о Петре Кривоногове в Удмуртии.

В.Гартиг

 

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна