Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

neizvhz200nvuc.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1085276

Краски древней земли. Графика (окончена)

Дата публикации 23.10.2015

 В этом разделе выставки, посвященной юбилею музея, мы представляем графику 20-80-х годов прошлого века. Некоторые листы экспонируются впервые. Среди авторов здесь представлены классики российского искусства советского периода, такие,   как Мстислав Добужинский, Владимир Фаворский, Евгений Кибрик, Владимир Конашевич, Татьяна Маврина, Кукрыниксы, Алексей Пахомов, Виталий Волович. Кроме того, на выставке можно увидеть работы прославленных российских и советских художников 20 века: Бориса Кустодиева, Николая Фешина, поэта Максимилиана Волошина, Виктора Попкова и других. Помимо созвездия имён известных мастеров этого времени, Вы также сможете ознакомиться с техническим разнообразием представленных графических произведений. Это и примеры уникальной графики, созданной акварелью, гуашью или тушью, а также печатная графика разных видов (ксилография, линогравюра, офорт, литография и др.)

 

Первое послеоктябрьское десятилетие по праву рассматривается как время замечательного расцвета в нашей стране искусства графики. Об этом свидетельствует многое: большое число крупных творческих индивидуальностей, обилие и разнообразие самих форм графического искусства, наконец, существование определенных локальных графических школ (прежде всего в Москве, Ленинграде). Выдающиеся советские художники - живописцы, скульпторы, театральные художники разных поколений - увлеченно работали в эти годы в рисунке и акварели.

Особенное развитие получила в эти годы станковая графика как самостоятельная область искусства. Именно в станковой графике (гравюре, акварели, рисунке) проявился с наибольшей полнотой творческий дар таких мастеров, как Мстислав Добужинский, Сергей Расторгуев, Владимир Конашевич, Максимилиан Волошин.

Максимилиан Волошин был наделен многогранным талантом. Замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием. На выставке представлен его излюбленный мотив: это горный пейзаж (1919), изысканный по цвету, выполненный в духе символизма, в гуашевой технике.

Особое место в творчестве  Мстислава Добужинского - видного представителя объединения «Мир искусства»,  занимала тема современного индустриального города,  который порой приобретает в его произведениях фантастически-одушевлённый, трагически-гротескный облик. На выставке представлена его литография из петербургского цикла «Окружной суд» (1922). 

Отличительная черта станковой графики этих лет — жанрово-тематическое богатство и разнообразие. Многочисленные рисунки, серии произведений бытового жанра, запечатлевших житейские ситуации, уличные сценки; графические листы, внимательно и чутко фиксирующие общественно-политические сдвиги; циклы произведений лирически-задушевного, интимного плана — таковы некоторые жанрово-тематические грани творчества советских художников Владимира Конашевича,  Сергея Расторгуева и Владимира Козлинского. Облик графики тех лет был бы неполным без упоминания очень характерного для эпохи стремления к созданию произведений возвышенно-романтического, монументально-героического плана.  Примером может стать литография «Среди скал» (1922) Константина Богаевского – создателя оригинального стиля эпически-романтического пейзажа восточной части Крыма – Киммерии.

Центральное место в московской графической школе тех лет принадлежало Владимиру Андреевичу Фаворскому(1886-1964), выдающемуся мастеру ксилографии, ставшему классиком советской книжной графики. Фаворский учился в студии Холлоши в Мюнхене и получил образование в университетах Мюнхена и Москвы. Вместе со своими учениками Фаворский формировал и определял, по словам исследователя, «будущее московской графической школы». В «Самаркандской серии» станковых линогравюр, исполненных Фаворским в годы Великой Отечественной войны, простые жанровые сценки превращаются в насыщенный неторопливой значительностью и углубленной сосредоточенностью жизненный рассказ. В этих листах очень сильно ритмическое начало, выразительны силуэты, гармонично орнаментальное обрамление. Одну из линогравюр этой серии «Самарканд. Разговор о порохе» (1942), можно увидеть на  нашей выставке.

Обогащение бытового жанра, характерное для искусства 1950-нач.60-х гг., заметно не только в живописи, но и в графике. От бытовой зарисовки, непритязательной и нередко иллюстративной, к образам большой жизненной наполненности - таков путь многих художников-графиков. Характерной для искусства 1950-х является яркая акварельная серия Бориса Ермолаева «Майори. В доме отдыха» (1955). Первый лист серии, выполненный в духе примитивного искусства, изображает отдыхающую даму с красным зонтиком на фоне цветников. Это настоящее послевоенное искусство «заслуженного отдыха», не несущее интеллектуальной и идеологической нагрузки, но призванное радовать глаз своим оптимизмом.

 

В 1960-е годы в графике, как и в других видах изобразительного искусства, начинается новый период. Ведущим в искусстве графики становится рисунок, а в печатной графике – эстамп. В эстампе этих лет (чаще всего это линогравюра, по технике дающая возможность обобщения формы) наиболее распространен пейзаж, передающий ощущение ритма жизни современным человеком – жителем большого города, и облик этого быстро растущего города. Произведений 60-х годов на выставке большое количество, они разнообразны по жанрам, тематике и использованным техникам.

Интересно творчество Виктора Попкова (1932–1974). Этот рано погибший художник, который за короткий срок превзошел в мастерстве многих своих коллег, обладал обостренным чувством ответственности за все происходящее. К какому бы жанру ни обращался Попков, каждое его произведение звучит остросоциально. На выставке представлен автопортрет художника (1965), исполненный в авторской технике, и работа «Вкус хлеба» (серия "Целинный совхоз Ижевский", 1961). Выполненный в широкой манере «сурового» стиля, гуашевый рисунок одновременно брутален и харизматичен, чем  напоминает произведения Альфаро Сикейроса.

Кроме станковой графики, на выставке  можно увидеть книжную иллюстрацию. К концу 60-х относятся иллюстрации к трагедии Шекспира «Ричард III» , созданные известным екатеринбургским графиком Виталием Воловичем. Эти офорты наполнены драматизмом и внутренней экспрессией. О лубочных традициях напоминает цветная линогравюра Спартака Киприна «Чапаев» (1960-е). Совершенно другой характер имеет выполненный гуашью в многослойной живописной манере лирический пейзаж «Дворик на Масловке» (1960-е) Валентины Косминой. Он рассказывает нам о маленьких уютных дворах, которые ещё сохранились в глубине больших городов.

В 1970-е годы в эстампе на смену бешеным урбанистическим ритмам все чаще приходит поэзия и тишина деревень и маленьких старинных городков. Это происходит не только в эстампе с его широким набором всех техник: линогравюры (особенно любимой графиками в 60-е годы), литографии, ксилографии, офорта и пр., но и в уникальном виде графики – карандашном рисунке, акварели, темпере. Примером могут стать лирическая акварель Людмилы Былинко «Последний снег» (1970), передающая поэзию небольшого городка; и выполненные в стиле ретро цветные литографии «Чистильщик» и «Фотограф» из серии «Смоленский бульвар. Воспоминания. 20-е годы». (1980-е) Макса Бирштейна.

В 70-80 годы творчество художников-графиков становится ещё более индивидуальным и разноплановым. Красив и утончённо-изящен «Натюрморт» (1970) Бориса Французова, выполненный в технике офорта. Навеяна воспоминаниями о детстве художника большая яркая акварель Василия Лесина «Лето. Дикая вишня» (1979). Проникнут духом искусства Возрождения «Портрет девушки в чёрном» (1980-е) Юрия Филоненко, исполненный в интересной и непредсказуемой технике-монотипии.

 

   Наш музей обладает интересной и разнообразной коллекцией не только живописи, но и графики. Мы не раз экспонировали наши шедевры 18-19 веков этого вида изобразительного искусства, а лучшие произведения графики советского периода на этой выставке представлены впервые.

 

Методист музея, искусствовед Елена Стерхова

 

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна