Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

rybakovz304uc.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1084577

Краски древней земли. Живопись (окончена)

Дата публикации 23.10.2015

Мы представляем выставку, посвящённую 35-летнему юбилею нашего музея.

Ещё в далёком 1928 году из Государственного музейного фонда в недавно созданный в Ижевске краеведческий музей были переданы первые произведения искусства - 40 картин, 5 графических работ и 8 скульптур русских и западноевропейских художников. Но прошло ещё немало лет, прежде чем был создан художественный отдел Краеведческого музея, подготовивший почву для создания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, который открыл свои двери для посетителей 29 октября 1980г. Располагается музей в здании, построенном в 1953г.  по проекту ижевского архитектора В.П.Орлова для райкома партии, затем здесь размещался Дворец пионеров. Типовое здание с полуколоннами украсили фронтоном с двумя музами, держащими в руках картуш с названием музея (скульптор В.А.Цибульник), в окна с обеих сторон главного входа вставили витражи художников Г.А.Слюсарева и С.С.Медведева, перепланировали интерьеры. Из республиканского краеведческого музея было передано 596 произведений русского западно-европейского и советского искусства. Сейчас наша коллекция насчитывает около 13 тысяч экспонатов, и их количество постоянно растет. Разумеется, показать одновременно возможно  лишь небольшую часть этих сокровищ.  Сейчас на втором этаже в анфиладе мы разместили русское и западно-европейское классическое искусство, а новый сезон открываем лучшими произведениями российских и удмуртских мастеров советского и постсоветского времени.

 

Первый блок выставки позволяет  проследить историю искусства советского периода от картин бурных послереволюционных 1920-х до времён развала СССР в 1991-ом. Здесь мы видим как жанровое, так и стилистическое многообразие: портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины. Имена художников не менее впечатляют. Это и известный АХРОвец и передвижник Сергей Малютин, автор русской матрёшки; и основатель Российской академии живописи Илья Глазунов; и народный художник СССР, мастер портрета Александр Шилов; и крупные реалисты второй половины 20 века братья Ткачёвы - целое созвездие имён великих художников 20 века, полотна которых мы экспонируем впервые за последнее десятилетие.

Во втором блоке представлена уникальная и печатная станковая графика, книжная иллюстрация и карикатура великих мастеров - классиков этого вида искусства советского периода. Среди них такие имена, как Николай Фешин, Владимир Фаворский, Евгений Кибрик, Кукрыниксы, Татьяна Маврина, Алексей Пахомов.

Изобразительное искусство 1920-х годов представляет собой борьбу полюсов: реалистических и ирреалистических тенденций. При этом основное внимание сосредоточено на личности, попытке понять предназначение человеческого существования. 

В 1932г. в искусстве был совершен переворот. Теперь разрешался только «социалистический реализм», как наиболее понятный народным массам. Требовалось изображать советский народ в труде, в спорте, строящим коммунизм под руководством коммунистической партии. Художественная культура теперь была обязана показывать только преимущества социалистического строя, его достижения. Никакие пессимистические нотки не допускались.Учитывая многонациональный состав СССР, предполагалось развитие национального искусства. Под этим подразумевались герои, одетые в национальные одежды, национальный пейзаж, но делать и думать они должны были в рамках социалистического реализма. Ликвидировались все течения и группировки. Уровень способностей почти не имел значения. С 30-х годов вплоть до периода перестройки партия сама назначала, кто будет первым, кто вторым. Конечно, ни о каком реализме, в принятом понимании, речь не шла. Всех нарушителей установленных правил обвиняли в формализме. Уже в 20-е, а тем более в 30-е годы,  часть творческой интеллигенции более чем критично относилась к проводимому эксперименту, высказывала опасение за будущее страны. Появляется целый пласт художественной культуры, оппозиционной генеральной линии партии. 20-начало 30-х  годов 20 века на выставке представлены небольшими, но знаковыми и характерными  для того времени портретами: «Внучка»(1935) Сергея Малютина (1859-1937) и «Работница»(1926-28) Александры Платуновой (1896–1966). И если Малютин - продолжатель реалистической школы живописи поздних передвижников, то Платунова – ученица Николая Фешина, представитель Казанского авангарда, жена известного художника Константина Чеботарёва. Их совместный, выполненный Д.П.Мощевитиным, декоративный и одновременно изысканный по цвету портрет можно увидеть в графическом разделе экспозиции.

Ярким представителем живописной эстетики и последовательным приверженцем идеологии Ассоциации художников революционной России (АХРР) является Николай Борисович Терпсихоров(1890-1960), один из самых характерных мастеров соцреализма. На нашей выставке представлен его  неброский лирический пейзаж «Весна» (1928), написанный в тонкой серебристой  цветовой гамме.

К 30-нач.40-х годов прошлого столетия относится расцвет творчества Лидии Тимошенко (1903-1976). Она родилась в Петербурге, в семье аристократических традиций, и, впитав высочайшую живописную и графическую культуру Северной Пальмиры, в 20-х годах Тимошенко оказалась в гуще авангардистских устремлений. После разгрома авангардных творческих группировок и объединений в 1932 году, Лидии Тимошенко удалось сохранить свое непосредственное восприятие и собственное лицо, найдя эстетический эквивалент эпохи строительства «социалистического рая». Это ее знаменитая серия, посвященная детям: подростки, купающиеся на пляже, танцующие на полянке, собирающие яблоки и др. К этой серии принадлежат и яркие безмятежные полотна, хранящиеся в наших фондах, выполненные в импрессионистических традициях «Балеринки (Балетный кружок на Сиверской)» (1936) и «Девочки в лесу» (1940).   В графическом разделе экспонируются работы её  мужа Евгения Кибрика. Это два листа из серии «Блошиный рынок» (1959), выполненные  пером и тушью. Евгений Кибрик - известный график, иллюстратор многих книг советского времени.

Картина латвийского живописца Лаймдота Петровича Мурниекса (1922-2011) «Осень» (1942) - единственное произведение выставки, созданное в годы Великой Отечественной войны.  «Осень» Мурниекса лаконична и экспрессивна одновременно. Скупыми средствами художник пытается передать ощущение  трагизма военного времени. Его деревья голы и лишены листьев, они напоминают жутких чудовищных великанов.

В первые послевоенные годы главной темой искусства стала радостная полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря которому человек чувствовал себя особенно молодым и счастливым. Искусство "оттепели" 1953-1957 гг. специалисты обычно называют  лирическим "импрессионизмом".  Массовая культура, предназначенная для старшего, пережившего индустриализацию, террор и войну, и отчасти среднего поколения, – своего рода эстетика "заслуженного отдыха". В нашей экспозиции к 50-м принадлежат портреты: Александр Иванович Лактионов (1910-1972) «Портрет Ливеровской» (1950-е), изображающий элегантную даму с горжеткой; и Евгений Анатольевич Расторгуев (1920-2010) «Женский портрет» (1959), представляющий прославленную женщину-скульптора, лауреата пяти Сталинских премий, автора прославленной  24-метровой группы «Рабочий и колхозница», Веру Игнатьевну Мухину.

В начале 60-х годов изобразительное искусство пытается освободиться от штампов сталинских времен в подходе к современности, появляется желание покончить с парадностью, помпезным изображением действительности, показать непосредственный контакт с реальностью.  Авторы стараются увеличить активность формы ради эмоционально-смысловой образной наполненности, динамичности художественного языка. Новое стилистическое движение в искусстве, формируясь, искало опору в прежних традициях, в особенности — в советском искусстве 1920-х. Возникает так называемый «суровый» стиль. Художники воспевают судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней».  Здесь преобладают строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек.  Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат.

Ярким примером «сурового» стиля на выставке может стать картина Леонида Васильевича Кабачека (1924-2002) «На Волге» (1963), изображающая молодых крестьянок, присевших послушать игру гармониста. Кажется, что их краткий отдых вот-вот закончится, и они снова займутся своим нелёгким повседневным трудом. Полотно напоминает кадр из советской киноленты (ещё один приём «сурового» стиля), колорит мрачный, картине присуща плакатность образного языка, создающаяся за счёт локальных пятен цвета.

Работ 1970-80-х годов на выставке много и они отличаются разнообразием творческого подхода.Одна из главных черт изобразительного искусства этого времени – отсутствие единого стиля, нет жестких канонов в применении выразительных средств и приемов; стираются, размываются границы между жанрами, сближаются виды искусства. В эти годы переживает расцвет «андеграунд», «подпольное» искусство. Здесь оформились свои течения и направления, такие как абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, неорелигиозная живопись,  концептуализм, соц-арт.«Псевдоискусство», «иное искусство», как называли новые веяния в официальных кругах, обретало все большую популярность и часто из подвалов прямиком отправлялось, к сожалению, не на наши выставки, а за рубеж. В этих произведениях отсутствуют традиционные средства художественной выразительности. Они не рассчитаны на непосредственное восприятие, не взывают к  эмоциональному сопереживанию. Они требуют  от зрителя определенных аналитических и психологических усилий.В период перестройки соц-арт вышел из подполья, и, как это часто бывает, острый интерес к крамольному искусству сгладился.

Среди реалистов - «классиков» этого времени наиболее известными на нашей выставке являются братья  А.П.и С.П.Ткачёвы, И.С.Глазунов, А.А.Шилов, Т.Н. Яблонская. Представителями «другого» искусства на выставке можно назвать С.Б.Краснова, И.Л.Табенкина, А.С.Бегова.  Надеемся, что Вас впечатлит яркий, пастозно написанный, реалистический  пейзаж-настроение «Золотая осень»(1978) братьев Ткачёвых; не оставит равнодушными философское панорамное полотно-размышление о смысле жизни «Русский Север»(1970) Ильи Сергеевича Глазунова, являющееся первой приобретённой для музея картиной. Не похожи на традиционный реализм работы члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Сергеевича Бегова (1951-2014). Картины-притчи Бегова выразительны и лаконичны. Типичным примером является работа из нашей коллекции «Строят дом» (1987). Обращаясь к простому житейскому сюжету, художник заставляет задуматься о вечных понятиях - добре, зле, надежде на лучшую жизнь. Особенность полотна художника - внутренняя масштабность образов, эмоциональная экспрессия при композиционной простоте. Ещё один художник «другого» искусства, чьи работы, возможно, напомнят Вам о Сальвадоре Дали и Магритте, Сергей Борисович Краснов (род.1948).Краснова считают ярким представителем «фантастического реализма»,  мастером аэроландшафтов, приверженцем интеллектуальной живописи.На выставке представлен его натюрморт-загадка «День воды» (1986). В центре картины - то ли холст с полотном художника, то ли окно в другой мир, над которым висят ключи к разгадке…

Мы постарались создать экспозицию, в которой можно было проследить развитие и становление русского советского искусства на основе наших коллекций, за прошедшие 35 лет собранных сотрудниками музея из самых разных источников, с большим старанием и энтузиазмом. Приятного Вам просмотра!

Методист музея, искусствовед Елена Стерхова

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна