Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

nhz87.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1112226

Краски древней земли. Удмуртское искусство (окончена)

Представляем  Вашему вниманию методическую выставку «Краски древней земли». Выставка посвящена 95-летию Удмуртии. Как известно, цвета удмуртского флага - черный, красный и белый -отражают представление древних удмуртов о  мироздании. В  удмуртских преданиях бог-создатель Инмар делит мир на три основные части: верхнюю - небо, среднюю - землю, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю - загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Шайтан).

Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также - символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности. Поэтому экспозиция выставки также символически разделена на три части. Цель выставки не просто показать работы  знаменитых удмуртских художников, а предоставить  зрителю более широкое понимание этих произведений, уже ставших классическими в изобразительном искусстве Удмуртии.

 

 Итак, белый мир – мир светлых богов – представлен картиной  Ю.Н.Осипова, графикой и живописью М.Г.Гарипова, скульптурой Г.А.Кутлыбаева «Встреча». Монументальная композиция  Ю.Н. Осипова «Мироздание»  выполнена в благородных  оттенках серого цвета, как бы  «припорошенного» золой времени. По поверьям древних удмуртов, земля держится на рогах быка, бык (му ош) стоит на спине огромной рыбы, плавающей в подземном море. Здесь  художник обратился к канонам  изобразительного искусства Древнего мира: простота и обобщенность форм, декоративность, строгий лаконичный рисунок – все это помогает раскрыть тему мифа о начале времен. Гигантская рыба, на первый взгляд, может показаться водами горного озера, мы видим только ее голову и часть спины, остальное туловище остается за рамками картины, что создает эффект масштабности произведения. Ровные ряды горных вершин создают чувство устойчивости и основательности мира. Фигура быка, похожая на  огромный смерч, занимает почти всю центральную часть работы. Она придает композиции мощное звучание, приводя в движение землю, небо, звезды. Особенностью изображения быка – начала начал - является то, что художник использует форму древнего изображения  первой буквы алфавита  - буквы «А» - ареф. Как  известно, раньше она изображалась в виде  головы быка, треугольником  перевернутым вершиной вниз. Звездопад и движение планет обрамляют картину наподобие кулис, придавая  изображению некую театральность и   подчеркивая  нереальность, выдуманность изображенного мифа.

Часть экспозиции, посвященная светлым богам,  выделена белым полотном, чтобы  отделить его от  красного мира – мира людей с их борьбой и страстями, ведь по удмуртской легенде –  светлый бог Инмар  из-за грубости и неблагодарности людей разделил небо и землю. Красный мир –  это  работы народного  художника УАССР С.Н.Виноградова,  заслуженного художника РФ, народного художника УАССР П.В.Елкина,  заслуженного деятеля искусств УР В.И.Михайлова, народного художника УАССР и РСФСР  А.П.Холмогорова. Здесь  подобраны  картины,  выполненные в  различных оттенках красного. Красный – цвет жизни, огня, любви, свадьбы.

Из всех традиционных удмуртских обрядов свадебный, пожалуй, самый сложный. Женитьба была одним из главных и важных событий в жизни мужчины и женщины, а выполнение свадебных обрядов должно было обеспечить благополучную и счастливую жизнь супругов. В представлении удмуртов жизнь – это три свадьбы: рождение (нуны сюан) – свадьба с жизнью, союз с другим человеком, похороны (йыр-пыд сётон) – свадьба со смертью. Создание семьи считалось долгом каждого, к исполнению всех обрядов подходили очень серьезно.

«Сюан(свадьба)»  -  это эскиз декорации народного художника  УР В.Л.Белых  к одноименной пьесе. Многофигурная композиция картины,  яркий насыщенный колорит  передают  ощущение торжественности события, а использование темных глубоких тонов красного цвета создает  некую таинственность  и мистичность этого события. Картина оформлена в авторскую раму, имитирующую деревянную стену избы, поэтому, несмотря на то, что это всего лишь эскиз декорации, работа художника смотрится как самостоятельное произведение.

Картины, подобранные на выставку, выполнены как в традициях реализма, так и в символическом ключе.  К последним можно отнести произведения  Заслуженного деятеля искусств УР В.И.Михайлова. «Натюрморт с хлебом»  -  так называется одна из его работ на выставке.  Натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо. Художник не изображает вещи  «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей. Вещи превращаются в символы. Значения этих символов часто  носит мировоззренческий и даже философский характер. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также это знак божественного покровительства и  оберег от враждебных сил.  Весы - и символ справедливости, и символ голода, недостатка, ведь для того, чтобы делить скудные запасы среди нуждающихся, нужен точный вес и справедливость. Мёд — символ чистоты, Божьего Слова, бессмертия и возрождения.  В народных поверьях нож или кинжал нередко играет роль самого надежного оберега. Магическое оружие, символ защиты. Он оберегает Хлеб Насущный, лежащий на столе, на красном полотне. А без хлеба не будет и жизни. Кроме этого, красный цвет – цвет жертвенности, ведь невозможно получить хлеб просто так, без тяжелого труда.  «Натюрморт с хлебом»  - это гимн крестьянскому труду, жизни предков, благодарность за их огромный труд.

И черный мир представлен в живописи и графике, показывающей мир  темных низших  духов вумуртов (водяных), нюлесмуртов (леших) и прочей нечисти.  К этим темам обращались художники  И.А.Безносов,  заслуженный работник культуры РФ С.А.Орлов, А.Ю. Чернышов.

В  станковых графических листах заслуженного художника РФ, Народного художника Удмуртии, Лауреата Государственной премии УР М.Г.Гарипова (1946–1998) продолжает развиваться тема удмуртских верований. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. В доме, где жила семья Гариповых, часто пелись песни, рассказывались сказки, легенды. Именно оттуда через много лет в его произведения пришли великаны-алангасары, смелые  богатыри - бытыры, красавицы, лешие-нюлэсмурты и водяные чудовища-вумурты. А в домовых и чертей-шайтанов искренне верили односельчане. Неслучайно впоследствии уже известный художник  говорил на одной из встреч со зрителями: «То, что для вас сказка, для меня было жизнью».

Экспозиция  дополнена скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Выставка рассчитана на различные возрастные категории посетителей, дети узнают  новую информацию в виде сказки, для взрослых - это возможность переосмыслить и оживить старые и, может, уже знакомые легенды и мифы.

                                                          Зав.экскурсионным отделом М.В.Евстафьева                

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна