Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

gz299.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1128317

Дар Израиля (окончена)

                  Дата публикации 29.04.2016

 

«В Палестине меня поразило это постоянное вездесущее сопоставление двух элементов. С одной стороны — порыв в будущее, борьба за новое; с другой стороны — пафос давно окаменевшего, отжившего прошлого; и то, и другое одинаково сильно и волнующе... Чувствуешь, какая мощная

культура разрослась тут когда-то... Если ей суждено воскреснуть, она будет одной из богатейших на земле....»

Марк Шагал

 Светлой памяти

заместителя директора УРМИИ

Валентины Оскаровны Гартиг посвящается

 

Экспозицию «Краски земли Израиля» составили подаренные УРМИИ в 2014 году живописные и графические работы Объединения профессиональных художников Израиля и произведения известных еврейских мастеров, хранящиеся в фонде музея.

Особый интерес представляют новые, подаренные музею работы – это 25 произведений живописи и графики. Их авторы – художники А. Баратынский, В. Бриндач, Б. Гейман, А. Жудро, А.Зарницкая, И. Капелян, Ш. Косман, А. Лившиц, В. Макаров, А. Метла, Л.Минкович, С. Москалев, Г. Непомнящий, А. Острицкий, И. Хинич, Г.Фирер. Все выходцы из некогда единого советского пространства – уроженцы городов Уфа и Харьков, Кишинев, Иркутск и Бобруйск, Каунас, Киев, Чебоксары и других. Все они – члены Объединения профессиональных художников Израиля.

Объединение существует с 2003 года. В его состав входят живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, искусствоведы многие из которых имеют русские корни. Это творческое сообщество активно развивает международные культурные связи. На счету организации уже два проекта-акции дарения на Украине – в коллекции Одесского Дома-музея имени Николая Рериха (2013) и Уманского музея изобразительных искусств (2014).

Акция дарения Удмуртскому республиканскому музею изобразительных искусств стала очередным проектом и первым на территории России. Его инициатор и куратор – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, доктор филологических наук, искусствовед, писатель Галина Подольская. Со стороны Удмуртской Республики – сотрудники музея изобразительных искусств и Национальной библиотеки. Большую роль в продвижении проекта сыграла заместитель директора по науке УРМИИ, искусствовед Валентина Оскаровна Гартиг. Ее деятельное участие во многом помогло состояться акции дарения в России

 

 

В коллекцию «Красок Земли Израиля» вошли произведения живописи и графики, выполненные на холсте, картоне, бумаге, в том числе тонированной. В них сияют краски разных ментальностей, направлений и школ, обусловленных спецификой полученного авторами профессионального образования. Значительная часть работ написана с натуры, в различной стилистике – от сентиментализма до экспрессионизма.

Тематически коллекция подобрана так, чтобы сложился целостный образ древней земли, в которой срослись легенды, история и современность. Сама тема – «Краски земли Израиля» – определила пейзажный характер произведений. Потому что пейзаж современен всегда, и как жанр отражает исконную взаимосвязь между художником и природой.

Израиль – страна контрастов и сплава культур. Трудно вообразить, как на этом крохотном перешейке между Африкой и Евразией сосуществует столько климатических особенностей и народов, пришедших обрести себя здесь. Их объединяло и объединяет то, что Эрец Исраэль — в первую очередь Земля, завещанная Богом детям Израиля.

Одной из ключевых фигур истории этой земли является легендарный царь Давид, три с лишним тысячи лет назад перенесший древнюю столицу иудеев из Шомрона в Иерусалим. На полотне Виктора Бриндача – сюжет о детстве великого царя. Его Давид — трогательный мальчик-пастух, еще не знающий о своем предназначении, но уже коронованный Всевышним. А потому мир расцветает вокруг под звуки его скрипки, и послушны им и природа, и животные у водопоя.

В камерной экспрессионистской работе Анны Зарницкой тоже мальчик, но это уже дитя нового Израиля, готовый поведать миру о красоте земли, на которой ему выпало счастье родиться, быть собой и нести традиции своего народа.

На полотнах Анатолия Метлы «Парк под Иерусалимом. Оливы» и Анатолия Баратынского «Гефсиманский сад» свет наполняет плотную крону олив, и легко дышится в их тенистой прохладе.

Великий Иерусалим – город в семь мер красоты, отпущенных Всевышним, божественная святыня иудаизма, христианства и ислама – представлен на картине Вадима Макарова. Стена Плача и мечеть «Купол Скалы» запечатлены в бело-розово-палевых красках как импрессионистическое мгновение.

            Краски Израиля – это и глади морей, на побережье которых возводились города. Ашкелон – средиземноморский город, древнейший порт Ханаана. Здесь пролегал путь из Египта в Элладу и Рим, в Вавилон и Царство Парфянское. Море рассказывает нам об этом, выбрасывая на берег камушки, ракушки, затонувшие предметы. И всё это можно сложить в натюрморт, как это сделала Любовь Минкович.

У художника мир Израиля может сложиться в замысловатый орнамент, как это выполнено на линогравюрах Иосифа Капеляна – в фантазиях с элементами растительного и звериного стиля, атрибутами иудаизма. Всё современно, но словно вдохновлено сюжетами, увиденными на фасадах древних синагог.

Спонтанность, импровизационность, насыщенность красок с предпочтением янтарно-оранжевого – таково видение Иерусалима как города радости на полотне Шауля Космана «Солнечный свет в Иерусалиме».

А вот мгновение едва ли не уникальное для ближневосточной столицы. В работе Анатолия Метлы снег запорошил деревья и дорожку в районе Эйн-Карем. Израиль? Россия?..

Таков Израиль глазами художников, чей взгляд подобен взгляду ребенка и провидца. Стремление художников запечатлеть на полотне ощущение жизни как чуда, представить сегодняшний день как самый лучший, объединяют работы коллекции и эстетически передают эту мысль.

Вторую часть выставки составляют произведения еврейских художников, ставших классиками российского искусства советского периода, из коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. Это замечательные автолитографии Анатолия Львовича Каплана к еврейской народной сказке «Козочка» (1958) и роману «Стемпеню» Шолом Алейхема (1965); живописные натюрморты, сочетающие в себе признаки позднего сезаннизма с советским «суровым стилем» «Глицинии», и «Натюрморт с зелёной статуэткой» (1965) Ильи Львовича Каца; небольшое философско-экспрессионистическое полотно Александра Григорьевича Тышлера «Миру мир» (1975) и другие.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна