Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

bogolyubovz170uc.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1084579

Мир, люди, художник (окончена)

   Дата публикации 07.06.2016

Пётр Васильевич Ёлкин  -  Народный художник Удмуртии, Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии и премии Комсомола Удмуртии. С 1992 по 2004гг. он возглавлял Союз художников нашей республики. За творческие заслуги награждён дипломом Академии художеств. Не раз участвовал во многих крупнейших отечественных и зарубежных выставках, в частности в Москве, ФРГ, Чехословакии, Вьетнаме.

Человек широких интересов, П.В.Ёлкин выступает в периодической печати, по радио, на телевидении. Гражданская активность художника проявилась особенно ярко, когда он был депутатом Верховного Совета республики (1990-1995) и в период работы в комитете солидарности стран Азии и Африки (1983-1991). А в 2015г. Пётр Васильевич признан человеком года за особые заслуги перед обществом и весомый вклад в развитие республики в номинации проекта «Люди года –2015. Удмуртская Республика».

            Творчество П.В.Ёлкина свидетельствует о его разностороннем интересе к окружающему миру, о передаче как гармонических, так и драматических сторон бытия. Все работы, будь то крупноформатная сюжетно-тематическая картина или портрет, станковая графическая композиция или живописный этюд, свидетельствуют о его художественной самобытности, особой интонации в искусстве. Выставка объединяет живописные полотна из фондов музея, а так же графику и живопись, принадлежащие художнику.

 

            П.В.Ёлкин родился 5 июня 1946г. в деревне Шудья Завьяловского района. Детство прошло в большой крестьянской семье, где он был двенадцатым ребёнком. В каждодневном, требующем силы и упорства крестьянском труде открывались перед ним характер и душа народа. Тогда же вошёл в сознание неповторимый мир природы Удмуртии, полный тихой, скромной красоты.

            В 1969г.  Пётр Васильевич закончил художественно-графический факультет УГПИ (ныне УдГУ). Его ранние работы свидетельствуют о тонкой наблюдательности, умении живо и убедительно передать своё восприятие окружающего мира и людей. Таковы произведения «Витя-пастушок» (1976), «Портрет колхозника М.К. Широбокова» (1977), натюрморт «Мёд и соты» (1974).

            Стремление к совершенствованию, углублению знаний привело художника в творческую мастерскую Академии художеств СССР, где он три года стажировался под руководством братьев С.П. и А.П.Ткачёвых.

В это время создаются живо написанные женские образы  крестьянок-удмурток «Катя» (1978), «Портрет Нади Широбоковой» (1977), чей облик отличает естественная красота, непосредственность и жизнелюбие.

            С годами богаче становится сам материал искусства П.В.Ёлкина, усложняются художественные задачи. Свидетельство тому картина «Напутствие» (1978). Это философское размышление живописца о сложности выбора пути, о связи людей разных поколений. Молодой человек уходит из родительского дома в большую жизнь. За его спиной в морозном окне дорога - и это не просто деревенская улица, но символ новой взрослой жизни. Работа над картиной длилась долго: художник искал чёткую композицию, модели, которые помогли бы в создании убедительных образов.

            Большое место в творчестве П.В.Ёлкина занимают портреты. Однажды художник заметил, что потребность написать портрет охватывает его тогда, когда он сталкивается с человеком, в чём-то близким. Он может быть знаменит или никому не известен, но встреча с ним вызывает волнение и мысли, которыми хочется поделиться. Это ощущение понимаешь, проникая в содержание многочисленных работ: «Портрет профессора В.В.Туганаева» (1982), «Доярка Мая Белова из колхоза «Россия» Завьяловского района» (1985), «Старый кузнец Ф.И.Михайлов» (1977). Художник сосредотачивает своё внимание на передаче психологической характеристики человека. Иногда он углубляет и усложняет замысел, приближая портрет к жанровому сюжетному произведению, что обогащает его новыми средствами художественной выразительности. К ним относятся  ясность и законченность композиций, сгармонированность цветовых сочетаний. Художник предстаёт перед нами как тонкий аналитик внутреннего мира человека, способный постичь различные оттенки духовного мира. Углублённым пониманием психологического склада изображённых людей привлекают работы «Поэт-фронтовик Н.С.Байтеряков» (1987), «Портрет художника Менсадыка Гарипова» (1987), «К вечеру» (1985).

            Особого внимания заслуживает групповой портрет «Слушая голос поэта» (1986), посвящённый памяти известного удмуртского поэта Флора Васильева. Художник представил нам людей, занятых в различных сферах интеллектуальной деятельности,- историка К.И.Куликова, литературного критика А.Г.Шкляева, журналиста Ю.Ф.Кедрова, этнографа В.Е.Владыкина и самого себя, сидящими в мастерской живописца у небольшого стола, на котором  лежит томик стихов поэта «Река и поле». Неподалёку на мольберте - начатый портрет Флора Васильева. Собравшиеся с глубоким волнением слушают запись стихов ушедшего из жизни близкого и дорогого им человека. Круговая композиция позволяет лучше понять замысел автора. Зритель ощущает эмоциональный накал произведения. Многообразие переживаний изображённых помогает ярче и глубже раскрыть индивидуальные особенности каждого, показать очень непохожих друг на друга людей, охваченных единым настроением.

            Особенное место в творчестве художника занимает пейзаж. С детства познав радость общения с природой, художник видит в ней спасение от духовного оскудения, от мелкого служения сиюминутной моде. Живописец глубоко чувствует природу Удмуртии, умеет передать тончайшие оттенки её различных состояний: свет и воздух в разное время года и дня, опушку леса, тихий дворик, пруд. Во всём этом он видит тишину вечности, духовную среду, которая питает, формирует душу. Его работы «Родные просторы» (2011), «Завьяловская земля. Рожь цветёт» (2004), «Туманное утро» (1985), «Сирень цветёт» (2002), поэтичные по настроению, тонкие по тональным отношениям, передают глубокое трепетное отношение автора к родным местам. Причём художнику одинаково хорошо удаются как философско-эпические («Родные просторы»), так и лирические камерные пейзажи-настроения («Сирень цветёт»).

            Интересны, насыщенны и глубоки по смыслу натюрморты П.В.Ёлкина, связанные с удмуртской землёй, с человеком и миром его труда. Это и «Материнский стол» (1997) - яркий декоративный натюрморт, рассказ о трудолюбии и мастерстве удмуртской женщины-заботливой матери; и «Италмас» (1987) - камерное полотно, изображающее скромный весенний цветок - символ Удмуртии; и философско-символическая картина «Прялка» (из серии «Мысли о земле», 1990).

           

Особый интерес представляет графика Петра Васильевича Ёлкина. Художник работает в разнообразных техниках уникальной графики (пастель, акварель, уголь) и эстампа (офорт, мягкий лак). Среди излюбленных жанров - портрет и пейзаж. Обладая тонкой художественной интуицией и точным глазом, Пётр Васильевич передал неповторимые особенности разных мест на земле, дух иной природы. Портреты видных общественных деятелей и простых людей из Намибии, Эфиопии, Индии, Танзании, Вьетнама, Америки, а также наших земляков свидетельствуют об умении П.В.Ёлкина через тонко подмеченные детали, выразительный жест, позу передать неповторимую индивидуальность человека.

            На выставке представлено 37 графических работ художника с 70-х годов прошлого века по наши дни. Среди них  портреты известных людей Удмуртии, родственников художника, а также рисунки и эстампы из вьетнамского, африканского, индийского и американского альбомов. С 1983 по 1991 гг. Пётр Васильевич много путешествует в связи с работой в комитете солидарности стран Азии и Африки. Так, в 1984г. Ёлкин, выполняя поручение Союза художников СССР, посетил Республику Вьетнам. Перед мастером стояла задача наладить сотрудничество Союза художников СССР с Союзом деятелей изобразительных искусств Вьетнама. Природа этой страны поразила своей необычной красотой. Тысячи маленьких островков, искрящиеся на солнце скалы, причудливые очертания сосен, резвящиеся обезьяны, архитектура древних храмов  -  всё удивляло, будило воображение. Путешествие дало ему материал для многочисленных рисунков, акварелей и эстампов , одиннадцать из которых представлены на выставке. Художника впечатлила необычность ландшафта залива Халонг, который называют «восьмым чудом света».  Два изображения залива, выполненные в технике офорта, наполнены поэзией тишины и покоя, передают экзотику этой необычной страны. Незабываемо изображение буддийского храма-пагоды «У храма Чам Зань», которое может стать своеобразной визитной карточкой графического творчества художника вьетнамского периода. Живостью, непосредственностью и композиционной динамикой отличается жанровая сценка «Семья во время ливня». Именно к вьетнамской серии принадлежат лучшие графические портреты Ёлкина: юной девушки Нгуэн Нгог Лан, артистки из Хошимина, художника Гуин Ван Тхуана.

            Колоритны и полны яркой экзотики африканский и индийский альбомы автора, представляющие в большей мере портреты, выполненные в техниках уникальной графики (пастель, уголь, акварель). Примером могут стать наиболее характерные из них «Масайка», «Пожилая масайка», «Индийская актриса» (все  бумага, пастель,1987).

            Среди более поздних графических работ П.В.Ёлкина, представленных на выставке  - его американские альбомы 2004 и 2009гг., созданные во время поездок к младшей дочери, проживающей в США. Одними из лучших в этих сериях являются многонациональные портреты,  выполненные углём на бумаге: сына Сергея Есенина - Александра Сергеевича, профессионального математика, учёного и одновременно поэта; американской студентки из Африки и китайского аспиранта.

            Не менее интересны графические  работы Ёлкина,  выполненные в технике пастели и посвящённые нашим землякам. Это тонкий психологичный портрет Петра Ильича Чайковского на фоне весенних русских берёзок (2000); портреты наших современников: четырёхкратной чемпионки Олимпийских игр Г.А.Кулаковой (2001), учёного археолога М.Г.Ивановой (2000), ректора ИГМА, профессора Н.С.Стрелкова (2003),  а также автопортрет художника (1985) и изображения его близких: матери, дочерей и внуков.

            Несмотря на то, что Пётр Васильевич Ёлкин более знаком широкому зрителю как мастер живописных полотен, значительный пласт его творчества составляют яркие и оригинальные графические произведения, которым посвящён один из залов юбилейной персональной выставки художника.

Настоящая выставка, посвящённая 70-летнему юбилею Петра Васильевича Ёлкина, позволит прикоснуться к его многогранному творчеству, увидеть живописные и графические работы автора, выполненные в различных жанрах и техниках; проследить, как совершенствуется в своём искусстве художник, ведя постоянный творческий поиск.

 

             Пётр Васильевич Ёлкин.

5 июня 1946 г. – родился в деревне Шудья Завьяловского района Удмуртской АССР.

1964 – 1969 гг. – учёба на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета, преподаватель Р. К. Тагиров.

1969 – 1970 гг. – служба в Вооруженных Силах СССР.

1970 – 1973 гг. – художник редакции газеты «Советская Удмуртия».

1971 г. – принят в Союз журналистов СССР.

1973 – 1975 гг. – работа в художественно- производственных мастерских Союза художников Удмуртии.

1975 г. – принят в Союз художников СССР. Поездка на строительство БАМ.

1976 – 1979 гг. – аспирантура в мастерских Академии художеств СССР под руководством

академиков братьев А. П. и С. П. Ткачёвых. По окончании – стажировка в ГДР.

1980 г. – творческая командировка в ЧССР, руководитель выставки произведений

художников России.

1984 г. – официальная командировка во Вьетнам.

1987 г. – официальная командировка в африканские страны (Анголу, Танзанию, Замбию).

1985 – 1990 гг. – поездки в Индию, Сингапур, Малайзию.

1991 – 1995 гг. – депутат Верховного Совета Удмуртской Республики.

1992 – 2003 гг. – председатель правления Союза художников Удмуртии.

2004 – 2005 гг., 2008 – 2009 гг. – пребывание в США.

 

Общие выставки

 

1971 г. – первая выставка в Ижевске.

1976 г. – Всесоюзная выставка, посвящённая БАМу. Государственная Третьяковская галерея,

Москва.

1976 – 1979 гг. – участие в выставке в Штутгарте (ФРГ).

1974 – 1998 гг. – участие во всех выставках «Большая Волга», всесоюзных, всероссийских

выставках.

1998 – 2000 гг. – Всероссийская выставка, посвящённая 850-летию Москвы; выставка,

посвящённая 200-летию А. С. Пушкина, «Россия-9»; выставка, посвящённая 2000-летию Рождества Христова, Москва.

2002 г. – Международная выставка «Искусство наций», Москва.

2003 г. – региональная выставка «Большая Волга», Нижний Новгород.

2006 г. – выставка художников Удмуртии, Москва.

2007 г. – межрегиональная художественная выставка «Единение», Нижний Новгород.

2008 г. – региональная выставка «Большая Волга», Чебоксары, Самара.

2008 – 2009 гг. – выставка в США.

2009 г. – региональная выставка «Большая Волга», Москва.

2013 г. – XI региональная выставка «Большая

Волга», Казань, Пермь, Йошкар-Ола.

 

Персональные выставки

 

1979 г. – персональная выставка в Москве.

1984 г. – персональная выставка в г. Ханой (Вьетнам).

2000 г. – персональная выставка в г. Тампере (Финляндия).

2001 г. – персональная юбилейная выставка, Ижевск.

2003 г. – персональная выставка в венгерском посольстве в Москве (ноябрь); персональная

выставка в Доме национальностей при правительстве Москвы (декабрь).

2005 г. – персональная выставка «Графика из Американского альбома», Ижевск, п. Игра.

2006 г. – персональная выставка к 60-летию художника.

2008 – 2009 гг. – персональная выставка в г. Бостон (США).

2010 г. – персональная выставка в галерее искусств и технологий «Арфа», НОУ ВПО «КИГИТ», Ижевск.

2016 г. – персональная выставка к 70-летию художника, Ижевск,  УРМИИ.

 

Почётные звания

 

1976 г. – «Лауреат премии Ленинского Комсомола Удмуртии».

1980 г. – «Дипломант Академии художеств СССР».

1982 г. – «Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики».

1987 г. – «Народный художник Удмуртии».

1997 г. – «Заслуженный художник России».

2006 г. – «Почётный гражданин Завьяловского района».

2013 г. – «Лауреат Всеудмуртской национальной премии имени Кузебая Герда».

2015 г. – «Люди года –2015. Удмуртская Республика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна