Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

iz331.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1084574

Почва (окончена)

 Первая выставка в рамках лаборатории «Корневая система» - «Почва» раскрывает первооснову изобразительного 
искусства,
показывая нам своеобразную «кухню» создания картины. Для этой экспозиции из фондов музея были отобраны одни из самых интересных произведений живописи и графики
Х
IХ-ХХI вв., наиболее наглядно представляющие различные материалы и техники этих видов искусства, являющиеся
особой «почвой» для произрастания шедевров. Несмотря на
то, что представленные работы очень разнообразны и
многоплановы (как и
коллекция музея) они связаны одними корнями, являясь тем плодородным слоем, который
способен дать ростки и побеги, впоследствии преобразованные в новое
прекрасное древо с множеством плодов.
А для того, чтобы более наглядно понять
природу искусства, выставка включает в себя стол с материалами художника,
а
также витрину, рассказывающую о реставрации - «лечении» картин и икон. Кроме того, посетители, посмотрев
выставку, могут создать своё произведение и
поместить его в выставочном пространстве. Дело в том, что данная
экспозиция
является не просто показом картин и рисунков, а настоящей интерактивной творческой лабораторией,
которая не может существовать без участия зрителя.
 Как же рождается живописное полотно или графическое произведение? Наверное, нередко сначала это происходит 
в
воображении мастера. Тем не менее, особенно, в реалистическом художественном восприятии всегда было важно
изучение натуры, окружающего мира, природы. Поэтому начнем с набросков и зарисовок, представленных в экспозиции
и являющихся подготовительной работой, «мостиком» к готовому произведению. Наиболее интересны рисунки и этюды
акварелью Б.Н.Ермолаева (1903-1982), пик творчества которого приходится на послевоенное время. Это, к примеру,
созданный за несколько минут одной линией на небольшом листе бумаги речной пейзаж с башней, виднеющейся на
горизонте, и летающими вокруг чайками. Или любопытный рисунок-натюрморт того же автора, где на изображённой
посуде, стоящей на полках, есть буквы, обозначающие цвет предметов. Не менее интересны работы, выполненные
в технике уникальной графики: карандашный набросок, изображающий ребёнка на трёхколёсном велосипеде
Л.В.Хинштейн (1922-2013); пастельный рисунок «Уголок Бухары» Н.В.Кашиной (1903-1985); акварельный этюд классика
удмуртского искусства Н.А.Косолапова (1899-1974), а также архитектурный акварельный пейзаж известного
русско-польского графика и архитектора С.В.Ноаковского (1867-1928) и других.

Однако в некоторых случаях техника акварели используется не только для этюдов, но и для создания отдельных
оригинальных произведений, как это случилось с работой  «Старый корабль» (рубеж Х
IХ - ХХ веков) одного из
основателей Общества русских акварелистов, А.Н.Бенуа (1852-1936).

Не менее интересной является лирическая акварель «Последний снег» (1970) известной художницы советского
периода Л.Н.Былинко (1929-2007) передающая поэзию небольшого городка.

Своеобразным переходом от живописи к графике является написанный темперой на бумаге яркий
импрессионистический этюд одного из поздних передвижников П.А.Радимова (1887-1967) «Осенний базар» (1911).
Интересно, что темпера (краска, размешивающаяся на желтке яйца) является традиционно живописной, в этой технике
обычно создаются иконы и картины на дереве.

Живопись - как вид изобразительного искусства широко представлена полотнами художников Х
IХ-ХХ веков. Почти все
они созданы в технике масляной или темперной живописи, причём использованный материал основы очень разнится -
это холст, фанера, картон, оргалит. Написаны они также по-разному. Например, небольшое полотно итальянца А.Бедини
«Бой петухов» Х
IХ в. создано  в традиционной реалистической гладкой манере с использованием многослойной живописи
и лессировок, каждая деталь здесь тщательно прописана. Совершенно по-другому выглядит картина латвийского живописца
Л.П.Мурниекса (1922-2011) «Осень» (1942), написанная пастозно в фактурной плоскостной манере словно светящейся
изнутри живописи. Подчёркнуто ярок и декоративен «Натюрморт с гранатами» (1990) народной художницы Башкирии,
прозванной «башкирским Сезанном» А.Х.Ситдиковой (1913-2000). На выставке представлены не только картины
профессионалов, долго обучавшихся своему мастерству, но и полотна художников-любителей, каким является
«удмуртский Анри Руссо», один из представителей «наивного» искусства республики Г.И.Прорехин (1922-1999). Его
работа «Тигр» (1980-е), несмотря на неправильные пропорции фигур матери-тигрицы и её детёнышей, отличается особой
теплотой и непосредственностью восприятия мира.

Помимо живописи, экспозиция включает в себя разнообразные произведения уникальной и печатной графики. Так,
примером уникальной графики (т.е. созданной лишь в одном экземпляре), является  изысканно и тонко выполненный
цветной тушью в традициях живописи дзен буддизма натюрморт «Комар»  китайского художника Ц.Цзоу.

Печатная графика, как известно, подразделяется на три основных вида: высокая печать (оттиск создаётся с выпуклых
частей основы), глубокая (оттиск с углублённых частей) и плоская печать (производится с плоской основы, например,
камня). Все эти виды  представлены на выставке.

Самобытностью восприятия отличаются офорты (метод глубокой печати с металла, использующий травление кислотой)
известного удмуртского графика М.Г.Гарипова (1946-1998) «Беление холста» (1980-81) и «Легенда о том, как девушка
появилась на луне» (1988). Также техника офорта представлена работой знаменитого русского пейзажиста И.И.Шишкина
и произведениями художников советского периода С.М.Никиреева, Б.Ф.Французова, Г.Д.Калмахелидзе.

Мастерскую художника-графика («Мастерская В.М.Звонцова», 1975), выполненную методом высокой печати –
линогравюры (гравюры на линолеуме)  демонстрирует нам санкт-петербургский автор В.Н.Блинов (род.1944).

Монотипия - единственный вид плоской печати, отличающийся возможностью сделать только один уникальный оттиск.
Примером может стать изящный натюрморт с изображением физалиса «Японские фонарики» (1979) Н.А.Шишловского
(1907-1984).

Экспозиция широко представляет ещё один вид плоской печати - литографию (метод оттиска с камня - особого
пористого известняка), напоминающий рисунок мягким карандашом. Среди авторов - известная художница-авангардистка
Н.С.Гончарова (1881-1962) со своим экспрессионистско-урбанистическим листом «Ангелы и аэропланы» (1915), а также
художники советского периода В.С.Вильнер, Р.Н.Барто, К.Ф.Богаевский, А.Л.Каплан и другие. Таким образом,
используемый мастером материал становится своеобразной почвой для художника, являясь одним из поводов для
вдохновения и экспериментов с ним.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна