Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Statistics

Количество просмотров материалов
1156743

Новости

Министерство культуры и туризма УР
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств

Музей в социальных сетях  

       

Зимнее время работы музея: вторник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, четверг – с 10.00 до 20.00, 
суббота – с 12.00 до 20.00, понедельник – выходной.
 
К сведению: касса закрывается за 30 минут до окончания работы.
Адрес музея: Ижевск, ул.Кирова, 128
  
Информация по мастер-классам и занятиям Клуба рисовальщиков -
на нашей странице ВКонтакте
      
                             
Выставки в музее сегодня 

      

Виртуальные выставки

Передвижные выставки

Авангард. Традиции и современность  

Куратор выставки – Стерхова Елена Леонидовна 

     

«Авангард. Традиции и современность» - так называется новая передвижная выставка музея, посвящённая современному искусству. Выставка предназначена для старших школьников и студентов. Её премьерный показ уже с успехом прошёл в стенах одной из ижевских гимназий.  Выставку подлинных произведений живописи и графики современных российских художников может, по желанию педагога, предварить показ слайд-шоу «классики» авангарда, которое позволит зрителю познакомиться с великими именами мирового авангарда ХХ века, такими, как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Василий Кандинский, Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Рене Магритт. Слайд-шоу в популярной и доступной форме расскажет о таких направлениях в изобразительном искусстве прошлого века, как кубизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, супрематизм, абстрактное искусство, поп-арт, в которых подчас бывает сложно разобраться неискушенному зрителю.  Произведения, включенные в экспозицию, продолжат понимание зрителем современного  искусства, базирующегося на идеях и традициях прошлого, позволят увидеть отголоски того или иного направления «классического» авангарда в работах современных живописцев и графиков. Интересным продолжением сюрреалистического взгляда на мир является полотно известного башкирского живописца, заслуженного художника РФ Сергея Краснова «Атомный город», представляющее пугающий своей безжизненностью город будущего, напоминающий огромную крепостную башню, где нас тревожит все: и сумрачное предгрозовое небо, и отсутствие живых существ, трав, цветов.(Вспомним пустынные пейзажи Испании военных времен Сальвадора Дали). Своеобразной перекличкой с творчеством Винцента Ван Гога является «Автопортрет с неотрезанным ухом» удмуртского графика Анвара Сафиуллина, который отличает гротеск и самоирония, свойственная художнику. Традиции фовизма и цветового экспрессионизма видны в работе «Суздаль» из серии «Поруганные святыни» удмуртского художника Валерия Любарца, где автор говорит не только о разрушении церквей, являющихся нашим культурным достоянием, но и о разрушении нравственных устоев современного общества. В полотне «Падение» армянского живописца В.Арутюняна нетрудно заметить цитирование приемов беспредметного экспрессионизма классика абстрактного искусства Василия Кандинского. Понятие «авангард» сейчас достаточно широко, многие художники - полистилисты, ищущие себя в разных стилях и направлениях, а порой в одной работе современного автора можно увидеть отголоски сразу нескольких направлений. Так, отдельной ветвью современного авангарда стал этнофутуризм  («этнос»-народность, «футур»-будущее). Художники-этнофутуристы в своем творчестве соединяют знаковость и символизм древних финноугров с современным художественным языком, что можно увидеть в произведениях удмуртских авторов Вячеслава Михайлова, Сергея Орлова, Менсадыка Гарипова. Опытный экскурсовод музея в течение урока (40-45 мин) может показать слайд-шоу и кратко рассказать о выставке, либо,  для более подготовленных зрителей, - это может быть рассказ, полностью основанный на подлинном экспозиционном материале. Слайд-шоу же может быть самостоятельным, проведенным без выставки в стенах учебного учреждения или музея. Заказывайте выставку, и мы поможем Вам понять и  разобраться в тонкостях современного изобразительного искусства!

 Ижевские истории  

   

Все мы любим и знаем наш родной город. По историческим меркам он достаточно молод, и нам кажется, что ничего интересного за его недолгую историю произойти не могло. Однако это не совсем так. За эти более чем два века существования Ижевска не раз случались в нем таинственные, трагичные, даже детективные истории. Об этом и пойдет речь на нашей передвижной выставке. Подготовлена она к 250-летнему юбилея Ижевска  и посвящена его становлению и развитию. На примере живописных и графических работ удмуртских художников школьникам рассказываются не сухие, скучные факты, а интересные и занимательные истории из летописи нашего города, поэтому выставка и называется «Ижевские истории». Кто был настоящим основателем Ижевского завода? Зачем удмуртский шаман проклял плотину? Почему в Воткинск из Ижевска ездили через Москву? О чем говорят улицы? На эти и другие интересные вопросы ответят наши экскурсоводы. Несмотря на развлекательный характер, экскурсия достаточно информативна: кроме рассказа о ключевых исторических событиях, школьники получат представление о том, что хранится в Музее изобразительных искусств, что такое подлинник, чем живопись отличается от графики и т.д. На выставке собраны работы именитых удмуртских художников, уже успевших стать классиками. Это и Николай Александрович Косолапов, который находился у истоков становления профессиональной художественной школы Удмуртии; был первым художником Удмуртии, получившим специальное образование, не утратив при этом своей самобытности и любви к родному краю. И Василий Алексеевич Жарский, человек с очень интересной творческой судьбой. Около 20 лет он жил во Франции, а когда представилась возможность вернуться в Россию, выбрал именно Удмуртию.  Многие из представленных работ впервые покидают стены Музея изобразительных искусств, а некоторые из них вообще ранее не экспонировались! Текст экскурсии составлен таким образом, что его можно адаптировать как для старшего и среднего, так и для младшего школьного возраста. Цель экскурсии – воспитать чувство патриотизма, любви к родному городу, разбудить интерес к его истории, а также рассказать о художниках Удмуртии и на примере конкретных живописных и графических работ - об изобразительном искусстве, его значении 

 

Храм – корабль в небо 

Куратор выставки «Храм – корабль в небо» - Стерхова Елена Леонидовна. Тел 43-17-85 

   

Передвижная выставка «Храм – корабль в небо» входит в разработанный музеем цикл «Православная культура». Она предназначена для экспонирования в средних учебных заведениях (школах, училищах), где для этого имеются необходимые условия. Выставка включает в себя подлинные живописные и графические произведения: духовный лубок – листы из народной Библии 17в. Василия Кореня, а также картины известных удмуртских и московских художников 20в. Среди живописных работ пейзажное полотно «Стены Лавры» (1937) П.А.Радимова – поэта и известного живописца, друга Сергея Есенина, одного из последних передвижников. Э.Я.Выржиковский в своем пейзаже «Москва. Первый снег» (1974) изображает древние храмы Московского Кремля – исторические и православные святыни государства Российского.  Посвящен Пасхе – Светлому Христову Воскресенью – теплый и полный ощущения праздника натюрморт Б.А.Постникова «Окно». Помимо светских живописных произведений, в экспозицию входит несколько икон, изображающих Богоматерь, Петра и Павла, а также Трифона – архимандрита Вятского, крестившего в 18в. приуральские народы. Своеобразной изюминкой выставки является реконструированная Библия 17в. – первая русская Библия в картинках для неграмотных, награвированная удивительным мастером Василием Коренем и отпечатанная в негосударственной типографии. Эта книга отвечала на острейшие вопросы того времени: о начале и конце мира, устройстве Вселенной, отношениях Бога, дьявола и человека. Библия В.Кореня является ценным памятником народного искусства конца русского средневековья. Выставка «Храм – корабль в небо» актуальна именно сейчас, когда после долгого забвения проснулся интерес к русской православной культуре. Поэтому очень важно сегодня приобщить наших детей к русской духовной и художественной культуре, научить их понимать и ценить ее, помочь проникнуться гордостью нашим историческим и художественным прошлым. Ведь человек без прошлого – словно дерево без корней. Выставка может быть полезна педагогам гуманитарных дисциплин (истории, МХК, ИЗО) и станет дополнительным подспорьем к урокам. Опытные сотрудники музея проведут увлекательную экскурсию прямо на уроке (продолжительность 40 мин.)  Для рассказа используются дополнительные материалы (доска, на которой создавались иконы, прориси и др.) – то, что можно потрогать и подержать в руках. В зависимости от желания педагога, экскурсия может варьироваться и изменяться с учетом возраста школьников или интересов педагога. Можно уделить больше внимания, например, духовному лубку, сюжетам и образам русских икон, их реставрации или анализу отдельного произведения.  

 

Защитники Отечества 

В нынешнем году исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это большой срок, и неудивительно, что молодые поколения почти ничего не знают о той войне, в которой русский народ проявил мужество и героизм, отстояв свободу Родины. Сейчас, по прошествии времени, красота подвига и трагизм событий наиболее эмоционально и убедительно воспринимаются в произведениях искусства, поэтому передвижная выставка «Защитники Отечества», предлагаемая музеем, носит уникальный характер – она рассказывает о нашей истории при помощи зрительного ряда. Ретроспективную линию в экспозиции удалось создать благодаря серии работ художницы Е.Старовойтовой, стилизованных под народные лубочные картинки и наглядно показывающих историю развития вооружения и обмундирования русской армии, также в этой серии отражены все наиболее значимые военные столкновения, начиная с древних времен. Продолжает ряд важных исторических событий картина Е.Дешалыта «Осада Владимира. Рукопашный бой», о военных архитектурных сооружениях рассказывает А.Ложкин «Псков. Гремячая башня». Конечно, мы не могли пройти мимо героев Отечественной войны 1812 года, тем более что в экспозиции присутствует работа А.Олина «Кавалерист-девица Надежда Дурова», которая, как известно, родилась на удмуртской земле. И, наконец, событиям и героям Великой Отечественной войны посвящен ряд живописных портретов и жанровых работ, в том числе эскизы известного удмуртского художника А.П.Холмогорова к картине «День Победы», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Кроме исторической ретроспективы, здесь обсуждаются вопросы теории изобразительного искусства (виды и жанры, колорит, композиция, особенности живописных и графических работ). Выставка яркая, насыщенная информацией, позволяющая варьировать тематику экскурсий в зависимости от возрастных групп учащихся.

  Мелодия Небесной Росы.  

Верования, быт, обычаи, обряды удмуртского народа в работах удмуртских художников (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство).

Куратор выставки Ирина Зайнуллина, тел.43-17-85 

   

Выставка рассчитана на учащихся начального, среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений города. Материал легко адаптируется к возрастным особенностям учеников. Так, например, в построении экскурсии для младших классов используется сказочная фабула. Именно такое построение экскурсии активизирует внимание маленьких зрителей, делает рассказ простым и понятным. Для всех возрастов используется прием вхождения в картину, что позволяет эмоционально закрепить материал.

Взгляните на карту Удмуртии – колдовские, бескрайние, зеленые леса, голубые реки, серебристые, словно обладающие живой и мертвой водой родники… Удивительные традиции хранит живущий здесь много веков трудолюбивый, радушный, гостеприимный народ. Вот отсюда и пришла к нам «Мелодия Небесной Росы». «Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз – Мать Леса. Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз. Но однажды Мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Ель. Мудор-Куз умерла. Но пришел человек и оживил ее: он сделал от нее гусли Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдзым Крезь – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы из послушать. Когда они пели Инву Утчан Гур - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождем…» (В.Владыкин. очерк «Мелодия Небесной Росы»). Давно это было, но волнует нас до сих пор эта прекрасная легенда не потому ли, что в ней отразились образ жизни и вера, и открытый характер удмуртского народа – маленького, скромного народа из сказочных прикамских лесов. Все это и пытаются осмыслить в своих работах современные удмуртские художники М.Гарипов, В.Михайлов, В.Белых, С.Виноградов, П.Елкин и другие. А вместе с художниками эта возможность предоставляется и нам.Эмоционально взаимодействуя с живописными и графическими работами, мы не просто знакомимся с обрядами и обычаями, укладом жизни удмуртского народа, но и впитываем атмосферу изобразительного искусства, ощущаем его обаяние и силу. Картины как бы оживают… И вот мы уже вздрогнули от громкого хлопанья крыльев и хлесткого плеска воды в предрассветной тишине (М.Гарипов. Белая птица), или же услышали плавную, тягучую, окрашенную багряными красками (как и сам закат на картине) свадебную песню (В.Белых. Сюан). А в ясную ночь видели ли вы когда-нибудь на луне девушку с коромыслом? (М.Гарипов. Девушка на луне). Ну и насмотревшись вдоволь в небо, войдем в душистый, наполненный разнотравьем и напевной речью хозяйки, удмуртский дом – с чисто выскобленными полами и жарко натопленной печью (С.Виноградов. Пельнянь. В.Михайлов. Отчий дом). Да, может, останемся там ночевать под защитой крепких бревенчатых стен. А хозяюшка расскажет нам – то ли сказку, то ли быть – о страшных Палэс-муртах, населяющих крутые овраги, о Вожо да шайтанах, да и о другой нечисти (М.Гарипов. Иллюстрации к удмуртским народным сказкам). Вот в чем чудо-чудное. Тот о своем народе все без утайки расскажет, кто в наследство от предков принял весь этот мир без остатка, впитал с молоком матери все, чем жили предыдущие поколения. И уж постарался донести это до нас, как это и удалось сделать в своих картинах удмуртским художникам. А дополнить образы уклада народного поможет декоративно-прикладное искусство. Мастерицами удмуртскими наряды выполненные – белые, льняные с вышивкой красной, густой, с яркими нагрудниками (северные удмурты) и пестрядинные с богатым, тяжелым монисто серебряным (южные удмурты). И все, что увидели мы, согревает нас, ибо это подлинное, настоящее, сделанное с душой. Так о чем же выставка «Мелодия «Небесной Росы»? Да все о том же, о вечном: о добре и зле, о мире, полном загадок и тайн, о человеке, живущем в согласии с природой, о каждой грани мироздания, наделенной, по представлениям древних удмуртов, своей особой душой, и о том, что только то дело, в которое мы вкладываем частицу нашей души, радует нас и окружающих.

 Сказки Востока

“Сказки Востока» – наша очередная передвижная выставка. В центре внимания здесь – культура стран Востока, точнее, народов, исповедующих ислам. Слово «сказки» в названии говорит о стиле подачи информации. Повествование обогащено восточными легендами, притчами, стихами.

На Востоке любят рассказывать и слушать истории – неторопливо, никуда не торопясь, прихлебывая ароматный чай. Ритмы современной жизни нечасто позволяют нам подобную роскошь. Но мы предлагаем вам: остановитесь, отбросьте прочь мелкие, незначительные проблемы, прислушайтесь. Мы расскажем вам Сказку. Ведь что такое Сказка? Событие, память о котором передавалась из уст в уста, обрастая все новыми и новыми подробностями, раз от раза все невероятнее. Мы расскажем о Востоке:  о его легендарных мудрецах и не менее легендарных воителях, о красавицах, чью несказанную прелесть сохранили строки великих поэтов, о странниках, рискнувших оставить привычное и шагнуть навстречу неизвестному, о городах, само название которых звучит подобно песне, о правителях, чьи имена стали нарицательными.  «Все проходит. Только Слово вечно. Оно подобно ветру в пустыне – незримо и сильно», - говорят на Востоке. И в этом чувствуется вековая мудрость.

Художников и поэтов издавна привлекал Восток. Возможно, привлекал именно таинственностью, непохожестью, упорным, осознанным нежеланием меняться в угоду времени.  На выставке представлены произведения татарских, башкирских, русских, удмуртских художников в живописи и графике. Особое внимание привлекают произведения З.Гаянова, выполненные в традиционной технике росписи по шелку. Нежные переливы туши способны передать  и сияние лунного света, и зыбкость тумана, окутавшего речные берега. Сложная, требующая максимальной концентрации, техника. Ошибки здесь практически невозможны. Каждый штрих художника – точен и безоговорочен.  Как завершение проделанной работы, своеобразная «точка» - клеймо мастера и короткая фраза арабской вязью.  Также стоит выделить художника Хакима  аль-Кассима, уроженца Йемена. Получивший образование и долго живший в России, он, тем не менее, никогда не забывал родину, придавая воспоминаниям зримую форму, воссоздавая для себя Йемен в ярких солнечных красках. У красавицы в национальной одежде с портрета Хакима неожиданно голубые глаза и пряди волос чуть светлее, чем, наверное, должно быть. Но шальвары, камиз и сложный головной убор превращают русскую девушку  в восточную гурию. Московский художник Н.Шишловский совершил путешествие в древний Самарканд. Когда-то великий Тимур призвал туда лучших архитекторов для украшения столицы. Множество легенд связано с этим городом. Так, открытие археологами мавзолея Тимура Гур-Эмир, по преданию, способствовало началу Великой Отечественной войны. Ярок бирюзовый купол мавзолея на работе художника, прочно хранят древние стены свои секреты.

Экзотические пейзажи, погруженные в размышления мыслители, закутанные в шелка красавицы, - сюжеты и образы, так непохожие на привычные нам. Мир Востока, у которого стоит многому поучиться: почтительному отношению к старшему поколению, например, уважению к людям, занимающимся наукой и творчеством. Выставка получилась зрелищной и яркой. Красочные полотна интригуют, будоражат воображение. Это только кажется на первый взгляд, что Восток - что-то  бесконечно далекое, экзотичное. Он ближе, чем кажется. Мы соприкасаемся с этой культурой почти каждый день, неосознанно, не отдавая себе в этом отчет. У многих слов, что мы произносим каждый день – восточные корни. Не случайно «девиз» нашей выставки – «Добрыми словами о добрых соседях». В Удмуртии как в полиэтническом регионе не знать «азов» исламской культуры по меньшей мере недальновидно. Ведь знание – основа понимания. Иными словами, сказка - ложь, да в ней намек. Экскурсия предполагает передачу сложной разноплановой информации в легкой и доступной форме,  это рассказ не только о религии, не только об изобразительном искусстве, не только о литературе. Не выделяя, не разделяя, экскурсовод грамотно дает представление о мире мусульманского Востока.

Проведение экскурсий возможно на уроках по религиоведению, так как «иллюстрирует» материал. Плюсы выставки: только подлинные произведения искусства (живопись и графика), разновозрастный подход, использование в ходе экскурсии произведений восточных поэтов, притч, легенд.  Для младших школьников проводится экскурсия в форме сказки.

Передвижная выставка «Сказки Востока» входит в цикл «Художественная культура и религия».

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна