Statistics
- Количество просмотров материалов
- 1733766
Новости
Министерство культуры Удмуртской Республики
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Режим работы Музея искусств
Понедельник — выходной
Вторник — 10:00-18:00
Среда — 10:00-18:00
Четверг — 10:00-20:00
Пятница — 10:00-18:00
Суббота — 12:00-20:00
Воскресенье — 10:00-18:00
Ждём вас в музее!
Касса музея прекращает работу за 30 мин. до закрытия музея.
Информация по мастер-классам - на нашей странице ВКонтакте
Запись на выставки и мастер-классы 8(3412)43-17-85, 89124485098
Музей в социальных сетях
Выставки в музее сегодня
Посещайте музей по Пушкинской карте.
⠀
«Пушкинская карта» — это всероссийская культурная программа, стартовавшая 1 сентября 2021. Благодаря ей молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет смогут за счет государства посещать культурные мероприятия по всей стране.
⠀
Записаться на мастер-класс и экскурсии можно через сообщения в сообществах или по телефонам: 43-17-85; 8912448509.
Гранты
- Подробности
- Создано 22.11.2013 10:34
- Дата публикации
- Просмотров: 3445
Стать Гулливером
В.О. Гартиг. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
В последние годы музеи всё активнее включаются в процесс решения социокультурных проблем общества. Необходимость этого почувствовали и наши сотрудники. Мы поняли, что музей должен быть не только интересным, но и внимательным к своим посетителям, учитывать их возможности и потребности. Так появилась и была реализована идея проекта «Город на ладони. Художественно-эстетическая реабилитация незрячих», ставшего победителем первого конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В.Потанина в 2004 г. Он предполагал работу со слабовидящими и слепыми людьми. Для того, чтобы организовать эту деятельность, мы сделали макет удмуртской избы со всем её содержимым, несколько макетов памятников архитектуры нашего города и самого здания музея. Исходили из того, что незрячему человеку невозможно представить общий вид здания, а небольшой макет в этом поможет. Работать мы начали с детьми, поскольку решили, что это будет проще. У нас установились хорошие контакты с педагогами специализированной школы № 53, была подготовлена целая программа работы с учащимися. Причём сотрудники начали работать не дожидаясь изготовления макетов, т.к. эта трудоёмкая работа заняла много времени. Были выбраны различные предметы из вспомогательного фонда, некоторые принесены из дома, и всё это стало материалом для работы. Раз в месяц детей привозили в музей, и наши молодые сотрудники учились работать по-новому. В этом им помогали педагоги, которые хорошо знали своих воспитанников, да и просто имели большой опыт работы. Таким образом, была налажена настоящая партнёрская работа музейных сотрудников и школьных педагогов. В каждой группе было несколько незрячих детей, остальные были слабовидящими. На занятиях использовались не только объёмные предметы, но и музыка, крупноформатные изображения через проектор, даже ароматические масла. Занятия шли в специальном небольшом зале, и к каждой теме он готовился особым образом. На этих занятиях дети даже рисовали (незрячие создавали рисунок пальцами), и мы делали выставки их работ. Главный результат проекта - мы поняли необходимость индивидуальной работы с разными группами посетителей, научились учитывать их особенности и нужды. В частности, отработана методика работы с детьми, и всем им, на любой выставке готовится специальный игровой материал. Оказывается, тактильные ощущения важны не только незрячим, но и обычным детям. Более того, и взрослые не прочь подержать в руках и поближе рассмотреть какой-нибудь необычный предмет. Это вносит живинку в работу экскурсовода и способствует установлению контакта с посетителями.
Проект живёт и развивается. Благодаря налаженным партнёрским отношениям с Центром социокультурной реабилитации детей – инвалидов при Республиканской библиотеке для слепых под руководством И.В.Шутовой была реализована программа «Прогулки по городу»: посетители знакомились с макетами памятников архитектуры города. Использовались те самые макеты, которые были сделаны по проекту. Их подробное описание для одиночных посетителей библиотеки набрано шрифтом по Брайлю. В библиотеке также проводились групповые занятия для детей в рамках программы празднования 450-летия вхождения Удмуртии в состав России. И здесь произошло удачное соединение археологических материалов глазовского музея «Иднакар», сделанных в рамках проекта «Фактура времени» и также выданных библиотеке во временное пользование, и наших, архитектурных и этнографических. В качестве домашнего задания один из участников этих занятий сделал подробное описание удмуртской избы и её интерьера. Этот мальчик слабовидящий и к тому же страдает ДЦП, поэтому он на коляске и ему сложно выбираться из дома. Тем не менее благодаря энтузиазму учителей удалось организовать ему посещение нашего музея. Сейчас эти материалы используются в работе с филиалами Центра реабилитации в районах города и республики. Пригодились они и в работе библиотеки по православной культуре: одна из организаций ВОС выиграла грант на посещение монастырей. А подготовка к этой поездке шла на основе наших макетов: изучался интерьер храма, название отдельных архитектурных деталей. Таким образом, подтвердилась идея проекта о многофункциональности макетов.Наш музей и в дальнейшем планирует продолжать работу с детьми, требующими особого внимания и заботы. Для учеников 3-4 классов шк. 53 (класс охраны зрения), шк.92 ( дети со сложным дефектом развития), школы-сада 256 (слепые и слабовидящие дети) была разработана специальная программа посещения музея. Они приходили в музей ежемесячно и с большой охотой. Здесь им не только рассказывали о произведениях искусства, работе реставраторов, но и дали возможность ознакомиться с некоторыми из них поближе, даже взять в руки, чтобы почувствовать, из какого материала они сделаны, ощутить их фактуру, вес, запах. Это действительно «особые дети» - они развиты эмоционально, очень отзывчивые и вообще приятны в общении. Для них проводилась и рождественская программа: дети участвовали в играх и представлениях вертепа, делали маски.Новый учебный год в 2009 начался с посещения выставки «Мы из сказки». На ней были представлены авторские куклы художницы Инны Шкрабик и её дочери, переданные в дар музею. Дети не только слушали экскурсовода, активно вступали с ним в диалог, внимательно осматривали, в том числе и тактильно, сказочных и литературных героев, но и играли, вдохновившись силой Гулливера, победившего целую армаду кораблей лилипутов. И пусть пока дети соревновались только в скорости перетягивания маленьких бумажных лодок и лишь на несколько минут стали Гулливерами, эта игра наглядно показала им, какие они сильные. Стать Гулливером можно, если постоянно работать над собой, преодолевая себя. Эта мысль, не высказанная вслух, в игровой форме была подсказана детям, чьи возможности принято называть ограниченными. О программах работы музея с «особыми» детьми уже известно в городе. Информация передаётся всем заинтересованным что называется «из рук в руки». Приводят детей воспитатели Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это государственное учреждение социального обслуживания расположено недалеко от музея и мы сотрудничаем с ним. Они очень беспокоились, как будет принята группа разновозрастных детей со сложными дефектами развития, будет ли им интересно в музее. После посещения выставок и мероприятий педагоги выразили своё восхищение работой сотрудников, их профессионализмом, умением общаться с детьми, найти подход к каждому из них за то непродолжительное время, что длится общение на экспозиции. Детям тоже очень понравилась доброжелательная атмосфера музея и они высказали пожелание чаще приходить сюда. Такие моменты дорогого стоят. Кроме морального удовлетворения авторов проекта, приобретения нового оборудования. Создания инновационных предложений и услуг для наших посетителей, проект способствовал росту авторитета музея и профессионализму его сотрудников. в реализации данного проекта приняли участие научные сотрудники музея И.Зайнуллина, М.Евстафьева, А.Кочеткова, А.Горынцева. Музей полагает, что обществу снова нужно учиться быть милосердным, выходит из трясины равнодушия и даёт пример деятельной любви к людям, расширяя их жизненные горизонты и делая их возможности неограниченными.
Наконец и до Америки дошел наш проект
|
|||
|