
Statistics
- Количество просмотров материалов
- 1647524
Нам нужна одна победа... (окончена)
- Подробности
- Категория: Новые выставки
- Создано 22.04.2015 15:01
- Дата публикации
- Просмотров: 3205
Дата публикации 22.04.2015
Юбилей Победы, завоёванной трудом и кровью миллионов людей, с новой силой воскресил в памяти величие всенародного подвига. В фондах Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств хранится немало работ по военной тематике, привезённых в своё время из запасников Союза художников и Художественного фонда СССР и РСФСР, закупленных в мастерских художников Удмуртии. Это лучшие из тех произведений, что были созданы мастерами кисти и резца. Они выполнены в разных техниках - это и живопись, и графика, и скульптура, разнообразны в жанровом отношении. Среди них батальные сцены, портреты ветеранов и натурные зарисовки, сделанные непосредственно на поле боя.
Сила духа и самоотверженная любовь к Родине российского солдата не раз вдохновляли мастеров искусства Удмуртии на создание художественных произведений. В годы войны многие художники были призваны в армию, четверо из них - С.В.Александров, Ф.Ф.Версальский, С.А.Можгин, М.В.Хватов - не вернулись из боя. Оставшиеся размножали агитационные плакаты, создавали творческие работы. В Ижевске в военные годы было организовано пять выставок. Здесь, в глубоком тылу, люди не только жили вестями с фронта, но и делали всё необходимое для победы над ненавистным врагом: растили хлеб, ковали оружие возмездия. Всё это находило отражение в художественных произведениях. Одна из первых картин местного автора, посвящённых недавно закончившейся войне, хранится сейчас в фондах нашего музея. Это «Поединок» Ф.В.Иванова, воссоздающий один из многих драматических эпизодов войны: бесстрашно-отчаянное противостояние человека бездушной машине убийства. Самая большая часть произведений, посвящённых теме войны,- портреты фронтовиков. Их судьба, героические черты характера неизменно привлекали художников. Собранные вместе эти портреты могли бы составить своеобразный Зал славы. Все они Солдаты Победы независимо от воинских званий и места службы.
Много внимания и сил разработке военной темы отдал народный художник РСФСР А.П.Холмогоров. Во время войны он был призван в ряды Красной Армии и служил на Дальнем Востоке. И хотя участия в боевых действиях ему по молодости лет принимать не довелось, да и художником он тогда ещё не был, кое-какие зарисовки были сделаны. А самое главное впечатление - рассказы бывалых бойцов. Поэтому закономерно, что к 30-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне художник задумал два больших полотна. Одно из них изображало подлинный случай, когда прямо на поле боя генерал вручает награды молодым, но с седыми головами бойцам, выстоявшим в тяжёлом бою. Картина так и называется - «Выстояли». Сюжетом она перекликается с эпизодом из известного фильма, снятого по произведению Ю.Бондарева «Горячий снег». Вторая работа – большой групповой портрет ветеранов войны из Удмуртии. Среди собравшихся в школьном музее семерых фронтовиков художник изобразил генерал-майора А.Н.Сабурова, И.М.Телятникова, писателя М.Лямина. Интерьер Музея боевой славы с фотографиями и знамёнами на стенах, праздничная одежда и боевые награды участников встречи способствуют созданию парадного портрета героев. В то же время само место действия – музей - указывает ещё и на то, что не все участники войны дожили до Победы.
Поколение победителей можно назвать и поколением смертников. Подсчитано, что из 100 человек, рождённых в 1919-20-х годах, погибло 90. Общепризнано, что война - мужское занятие, и долгое время это было именно так. Но не случайно та война, юбилей Победы в которой отмечается в этом году, получила название Великой Отечественной: в едином порыве на защиту Родину поднялся весь советский народ. И нередко тяжёлую военную работу взваливали на свои хрупкие плечи женщины. Хирурги в полевом госпитале, сандружинницы, вытаскивающие раненых с мест сражений, телеграфистки, разведчицы, лётчицы. И совсем уж, кажется, непостижимое -артиллерия. Но о том, что и это было, свидетельствуют боевые награды на груди бывшей артиллеристки К.Николаевой из деревни Итешево с портрета А.Холмогорова. Это простая деревенская старуха в удмуртском национальном костюме, и только медали напоминают о её прошлом. В этом заключена противоестественность ситуации: доброта и застенчивость, присущие удмуртскому национальному характеру, жизненное предназначение женщины должны были быть преодолены из-за необходимости убивать ненавистного врага.
Война - это не только непосредственные боевые действия. Это горе вдов, осиротевших детей, изувеченных людей, поломанные судьбы, голод и каторжный труд на оборонных заводах и в колхозах. Иногда это являет собой пример нового подхода к решению военной темы в искусстве молодых художников, для которых война становится поводом философских размышлений о Добре и Зле. Иначе работают с этой темой живописцы старшего поколения, опалённого войной. Кто-то был участником войны, кто-то потерял близких. Для них война - это вполне конкретные события их собственной жизни, потому они стремятся к достоверности образов, точности деталей, почерпнутых в собственной памяти и основанных на своих впечатлениях и переживаниях. Такое личностное прочтение темы ярко проявилось в автобиографических картинах П.С.Семёнова «Похоронка» и «Из детства». Память об отце, погибшем за год до окончания войны, сделали эти картины особенно эмоционально выразительными. Но, пожалуй, самое пронзительное в своём трагизме произведение в искусстве Удмуртии на военную тему – картина П.С.Семёнова «Н.Ф.Сидоров - отец восьми погибших сыновей». Здесь нет непосредственного изображения боевых действий, но война незримо присутствует в картине непреходящей болью отца, у которого она отняла детей. Художник долго искал композицию картины. В результате остановился на самом лаконичном решении, поместив фигуру старика в центре скромного деревенского дома на фоне заключённых в простые самодельные рамки фотографий всех его сыновей. Здесь они росли, отсюда ушли на фронт. Теперь отчий дом опустел, здесь стоит звенящая тишина, и лишь осиротелый отец да старые стены помнят когда-то звучащие здесь мальчишеские голоса. Тёмные фотографии на стене, размещённые вокруг головы стоящего во весь рост старика, слегка напоминают иконы с образами святых. Поздравительная открытка и веточка вербы, заткнутая за раму, делают эту ассоциацию ещё более явной. Перед этими фотографиями одинокий старик проводит свои долгие часы в обезлюдевшем семейном гнезде, им поверяет свои горестные мысли. Его истовая молитва и мучительная отцовская боль, немой вопрос в глазах, обращённый к тем, кто до сих пор развязывает кровавые бойни, воздействуют не менее убедительно, чем самые громкие обличительные речи. Эта картина – исполненный средствами живописи Реквием в память о тех, кто отдал свою жизнь, чтобы жизнь продолжалась. Воистину «…смертию смерть поправ».
Не забыты живописцами и труженики тыла. Ижевские оружейники - женщины, подростки и старики, зачастую целыми днями не выходившие из заводских цехов и спавшие там же, около станков, показаны на картине Г.А.Репина в момент, когда они с надеждой слушают сводку Совинформбюро. Вести с далёкого фронта, для которого они делают оружие, дают им силы и надежду на скорое избавление от всенародной беды. Военная тема через предметы - треугольники фронтовых писем, награды, документы - раскрывается в натюрморте бывшего узника концлагеря Н.М.Галанова.
События далёкого прошлого до сих пор болью отзываются в сердцах людей, изуродованных в боях, потерявших родных, переживших голод и холод военных лет, надорвавшихся на непосильной работе. Празднуя долгожданную победу, все надеялись, что война больше никогда не придёт на нашу землю. Но после этого был Афганистан, Чечня, Южная Осетия, и новая напасть – терроризм. Снова гибнут люди, снова приходится отстаивать право человека на мирную жизнь…
В.Гартиг