
Statistics
- Количество просмотров материалов
- 1657737
Краски древней земли. Удмуртское искусство (окончена)
- Подробности
- Категория: Новые выставки
- Создано 03.11.2015 12:01
- Дата публикации
- Просмотров: 3731
Представляем Вашему вниманию методическую выставку «Краски древней земли». Выставка посвящена 95-летию Удмуртии. Как известно, цвета удмуртского флага - черный, красный и белый -отражают представление древних удмуртов о мироздании. В удмуртских преданиях бог-создатель Инмар делит мир на три основные части: верхнюю - небо, среднюю - землю, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю - загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Шайтан).
Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также - символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности. Поэтому экспозиция выставки также символически разделена на три части. Цель выставки не просто показать работы знаменитых удмуртских художников, а предоставить зрителю более широкое понимание этих произведений, уже ставших классическими в изобразительном искусстве Удмуртии.
Итак, белый мир – мир светлых богов – представлен картиной Ю.Н.Осипова, графикой и живописью М.Г.Гарипова, скульптурой Г.А.Кутлыбаева «Встреча». Монументальная композиция Ю.Н. Осипова «Мироздание» выполнена в благородных оттенках серого цвета, как бы «припорошенного» золой времени. По поверьям древних удмуртов, земля держится на рогах быка, бык (му ош) стоит на спине огромной рыбы, плавающей в подземном море. Здесь художник обратился к канонам изобразительного искусства Древнего мира: простота и обобщенность форм, декоративность, строгий лаконичный рисунок – все это помогает раскрыть тему мифа о начале времен. Гигантская рыба, на первый взгляд, может показаться водами горного озера, мы видим только ее голову и часть спины, остальное туловище остается за рамками картины, что создает эффект масштабности произведения. Ровные ряды горных вершин создают чувство устойчивости и основательности мира. Фигура быка, похожая на огромный смерч, занимает почти всю центральную часть работы. Она придает композиции мощное звучание, приводя в движение землю, небо, звезды. Особенностью изображения быка – начала начал - является то, что художник использует форму древнего изображения первой буквы алфавита - буквы «А» - ареф. Как известно, раньше она изображалась в виде головы быка, треугольником перевернутым вершиной вниз. Звездопад и движение планет обрамляют картину наподобие кулис, придавая изображению некую театральность и подчеркивая нереальность, выдуманность изображенного мифа.
Часть экспозиции, посвященная светлым богам, выделена белым полотном, чтобы отделить его от красного мира – мира людей с их борьбой и страстями, ведь по удмуртской легенде – светлый бог Инмар из-за грубости и неблагодарности людей разделил небо и землю. Красный мир – это работы народного художника УАССР С.Н.Виноградова, заслуженного художника РФ, народного художника УАССР П.В.Елкина, заслуженного деятеля искусств УР В.И.Михайлова, народного художника УАССР и РСФСР А.П.Холмогорова. Здесь подобраны картины, выполненные в различных оттенках красного. Красный – цвет жизни, огня, любви, свадьбы.
Из всех традиционных удмуртских обрядов свадебный, пожалуй, самый сложный. Женитьба была одним из главных и важных событий в жизни мужчины и женщины, а выполнение свадебных обрядов должно было обеспечить благополучную и счастливую жизнь супругов. В представлении удмуртов жизнь – это три свадьбы: рождение (нуны сюан) – свадьба с жизнью, союз с другим человеком, похороны (йыр-пыд сётон) – свадьба со смертью. Создание семьи считалось долгом каждого, к исполнению всех обрядов подходили очень серьезно.
«Сюан(свадьба)» - это эскиз декорации народного художника УР В.Л.Белых к одноименной пьесе. Многофигурная композиция картины, яркий насыщенный колорит передают ощущение торжественности события, а использование темных глубоких тонов красного цвета создает некую таинственность и мистичность этого события. Картина оформлена в авторскую раму, имитирующую деревянную стену избы, поэтому, несмотря на то, что это всего лишь эскиз декорации, работа художника смотрится как самостоятельное произведение.
Картины, подобранные на выставку, выполнены как в традициях реализма, так и в символическом ключе. К последним можно отнести произведения Заслуженного деятеля искусств УР В.И.Михайлова. «Натюрморт с хлебом» - так называется одна из его работ на выставке. Натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей. Вещи превращаются в символы. Значения этих символов часто носит мировоззренческий и даже философский характер. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Весы - и символ справедливости, и символ голода, недостатка, ведь для того, чтобы делить скудные запасы среди нуждающихся, нужен точный вес и справедливость. Мёд — символ чистоты, Божьего Слова, бессмертия и возрождения. В народных поверьях нож или кинжал нередко играет роль самого надежного оберега. Магическое оружие, символ защиты. Он оберегает Хлеб Насущный, лежащий на столе, на красном полотне. А без хлеба не будет и жизни. Кроме этого, красный цвет – цвет жертвенности, ведь невозможно получить хлеб просто так, без тяжелого труда. «Натюрморт с хлебом» - это гимн крестьянскому труду, жизни предков, благодарность за их огромный труд.
И черный мир представлен в живописи и графике, показывающей мир темных низших духов вумуртов (водяных), нюлесмуртов (леших) и прочей нечисти. К этим темам обращались художники И.А.Безносов, заслуженный работник культуры РФ С.А.Орлов, А.Ю. Чернышов.
В станковых графических листах заслуженного художника РФ, Народного художника Удмуртии, Лауреата Государственной премии УР М.Г.Гарипова (1946–1998) продолжает развиваться тема удмуртских верований. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. В доме, где жила семья Гариповых, часто пелись песни, рассказывались сказки, легенды. Именно оттуда через много лет в его произведения пришли великаны-алангасары, смелые богатыри - бытыры, красавицы, лешие-нюлэсмурты и водяные чудовища-вумурты. А в домовых и чертей-шайтанов искренне верили односельчане. Неслучайно впоследствии уже известный художник говорил на одной из встреч со зрителями: «То, что для вас сказка, для меня было жизнью».
Экспозиция дополнена скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Выставка рассчитана на различные возрастные категории посетителей, дети узнают новую информацию в виде сказки, для взрослых - это возможность переосмыслить и оживить старые и, может, уже знакомые легенды и мифы.
Зав.экскурсионным отделом М.В.Евстафьева