Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

lebedevz311uc.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1156259

Война – одна на всех (окончена)

  Дата публикации 19.04.2016

Выставка «Художники о войне» представляет собрание графических работ из коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. В фондах музея хранится немало произведений по военной тематике, привезённых в своё время из запасников Союза художников и Художественного фонда СССР и РСФСР, закупленных в мастерских художников Удмуртии. Они выполнены в разных техниках, среди которых станковая графика и эстампы – офорты, линогравюры, литографии.

Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия, а в иных случаях еще и не родился. Но знаменательно, что и те, и другие изображают войну как величайшую трагедию человечества.

В послевоенные годы активизируется художественная жизнь страны. Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, в том числе и в графике. Ведущим в искусстве графики становится рисунок, а в печатной графике – эстамп.

 

Рисунок – самый древний вид изобразительно искусства. Особенность рисунка заключается в простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания. В экспозиции представленыуникальные фронтовые зарисовки нашего земляка, известного советского художника-баталиста П.Кривоногова. Выполненные на помятой, пожелтевшей бумаге карандашом и углем, они запечатлели людей, сожженные города, многие яркие эпизоды фронтовой жизни, редкие минуты передышки между боями. Они выполнены очевидцем событий непосредственно на поле боя, художником предельно честным и бескомпромиссным, и потому с течением времени приобрели ценность художественно-публицистического документа. Художник дошёл от Волоколамска до Берлина в составе действующей армии, был свидетелем увенчания Рейхстага красным знаменем Победы.

Также в экспозиции можно увидеть пять графических работ И.Безносова, две из которых предоставлены родственниками художника и экспонируются впервые. Безносов работал в технике туши и пера. Тонкий, легкий перьевой штрих напоминает линии офортной иглы и создает ощущение воздушности, пушистости изображения. Такой прием подчеркивает и настроение работ художника – это воспоминания о днях его детства и рассказах отца и матери. Под его пером даже мрачные фронтовые истории становятся светлее. Такова работа «Ночь проспал на убитых фашистах», написанная по фронтовым рассказам отца. В отличие от П.Кривоногова, бывшего непосредственным участником войны и стремившегося достоверно передавать и документировать события, И.Безносов узнавал об этом тяжелом времени из воспоминаний родных, что наложило отпечаток на настроение его работ.

Произведения станковой графики гармонично сочетаются с монументальной печатной графикой, отражающей кульминационные моменты войны с 1941 по 1945 год. Представленные на выставке произведения печатной графики выполнены в техниках линогравюры, офорта, литографии и гравюры на картоне. Такие работы принято называть эстампами. Чаще всего эстампом называют авторский оттиск, произведение, напечатанное самим художником, но возможно и создание тиражного эстампа, полученного промышленным способом. В эстампе первоначальное изображение делается не на бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Художник волен выбирать разные техники эстампа в зависимости от своих замыслов. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала называется гравированием, а отпечатки с таких форм – гравюрами. Бывает как черно-белая, так и цветная гравюра. Разноцветное изображение можно получить с помощью последовательной печати нескольких досок, с которых делался один оттиск.

Офорт – это разновидность гравюры на металле. В процессе работы по созданию изображения производится травление металлической пластины кислотами. На получившуюся пластину с вытравленным рисунком наносят краску и отпечатывают на бумаге. На лист краска переходит из ложбинок, вытравленных кислотой. Тонкий штрих офортной иглы позволяет добиться четкой, детальной проработки изображения и плавных переходов света и тени. Интересны работы нашего земляка, члена Союза художников РФ А.Олина, выполненные в технике офорта. Это две сложные многофигурные композиции, посвященные началу Великой Отечественной войны и ее счастливому окончанию – «Перед войной» и «Салют Победы». Работы являются частью серии «Броня крепка и танки наши быстры», выполненной в 1985 году. Декоративная, в чем-то даже символичная композиция передает напряженное состояние момента, которое усиливается благодаря монохромному цветовому решению.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Это недорогой, доступный материал. Из-за своей мягкости гравировать по линолеуму достаточно просто и быстро. Можно сказать, что линогравюра появилась как один из вариантов гравюры на дереве в связи с необходимостью печати крупноформатных плакатов, превосходящих по площади спил дерева. Художественные возможности линогравюры огромны, и в полной мере они проявляются в работах выдающегося художника-гравера Н.Благоволина, работавшего в технике цветной линогравюры. Его художественный стиль выразительный, экспрессивный и немного драматичный, гармонично сочетающий в себе приемы декоративного и реалистичного изображения. В работах «Парад 7 ноября» и «Салют Победы» изображения людей в чем-то похожи на вырезки из фотографий или газет, что создает ощущение причастности к событиям, отраженным в работах.

Гравюра на картоне по причине своей технологической простоты часто используется при обучении в художественных школах и на уроках изобразительного искусства. Сама поверхность картона уже является своеобразной фактурой, и каждый новый оттиск отличается от предыдущего. Основные выразительные средства гравюры на картоне –сочетание крупных фактурных цветовых пятен. Это относительно молодой вид эстампа, допускающий огромное разнообразие художественных приемов. В полной мере они проявляются в работах И.Воробьевой. В экспозиции представлены две ее работы в этой технике – «Перед войной» и «День Победы». Художнице удалось не только воспользоваться всеми декоративными возможностями картона, но и обогатить их – разработанная И.Воробьевой система многослойной печати с одной доски в технике цветной гравюры на картоне является уникальной.

Особняком среди печатных техник стоит литография. Это  способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (литографского камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и нарисованное изображение с точностью оттискивается на листе. Но литографии недоступна четкость линии, она менее “графична” по сравнению с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны мягкие как бархат, широкие линии штриха. Приемы литографии очень близки к приемам станкового рисунка. Мастером искусства литографии был московский художник И.Бруни. Великая Отечественная война стала частью судьбы художника, одной из главных тем его творчества. Один из первых его серьезных проектов – цикл работ, посвященный поэме А.Твардовского «Василий Теркин».

На грани графики и живописи находится техника акварели и туши. Ее основное качество – прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура бумаги. Акварель совмещает в себе особенности графики и живописи – активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа и богатый тон, построение формы и пространства цветом. В этой технике выполнена работа казанской художницы «В бомбоубежище» А.Платуновой, ученицы Н.И.Фешина. Смелые, широкие мазки кистью, локальные темные пятна передают ту угнетающую атмосферу, царившую во время войны.

Выставка «Художники о войне» дает зрителю возможность взглянуть на события Великой Отечественной войны глазами русских художников, свидетелей этого события. Разнообразие художественных возможностей графических и печатных техник позволяет в полной мере выразить переживания и воспоминания художников в драматичных цветных эстампах, тонких акварелях, живых зарисовках и портретах участников войны.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна