Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

kz309.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1156765

К 110-летию Василия Жарского (окончена)

Дата публикации 10.06.2016

Выставка включает в себя живописные полотна известного художника Василия Алексеевича Жарского (1906-1973) из коллекции УРМИИ и частного собрания Дмитрия Тетерина, а также исторические фотографии города, начиная с 20-х годов прошлого века.

Экспозиция разделена на две части – художественную и документальную. Документальная часть – фотографии, отражающие историю развития и изменения нашего города – представлена на втором этаже музея. В выставочном пространстве первого этажа экспонируются живописные и акварельные работы из фондов музея, коллекции Д.Тетерина, а также собрания работ Т.Ю.Власовой, близкого друга художника.

Соединение в одной экспозиции архивных фотографий и живописных работ неслучайно. Фотоискусство призвано беспристрастно фиксировать момент, состояние, мгновение. Глядя на снимок, зритель наполняет его особым смыслом, воскрешает в памяти личные воспоминания, тем самым придавая фотографии уникальную эмоциональную окраску.

В отличие от фотографии, живопись – это окно в мир художника. Благодаря искусству происходит диалог автора и зрителя, так как каждое произведение несет в себе авторские чувства и воспоминания.

 

Василий Алексеевич Жарский родился 7 марта 1906 года в деревне Поддубье Псковской губернии в семье учителя. После первой мировой войны в 1919г. эта территория стала принадлежать Эстонии. В 1919-1925гг. учился в Нарвской гимназии. Увлечённый мечтой стать художником, с надеждой найти в Париже великих русских мастеров И.Билибина и К.Коровина и под их покровительством начать учиться, он уехал в 1929г. по вербовочному контракту на металлургический завод «Поль Жиро» в Савойю. «Был рабочим, – писал он. – Ждал гудка, чтобы скорее вырваться с завода и убежать с этюдником в горы. В Альпы…».

Продолжая самообразование, В.Жарский сблизился в Тулузе с художниками-пейзажистами Гастоном Дельпаром и Альбертом Реганьоном, известными на юго-западе Франции. С 1940г. художник начал выставляться в Тулузе, в Художественном салоне Франции, в 1945-46гг. участвовал в выставках Союза Западных художников.

Ещё в 1936г. Василий Алексеевич стал членом организации «Друзья Советского Союза». А в годы второй мировой войны в оккупированной Тулузе он включился в антифашистскую борьбу. В 1943г. В.Жарский был принят в ряды Французской коммунистической партии, возглавил русскую секцию при Тулузском Федеральном бюро. Одновременно ему была поручена работа главного художника при региональном бюро компартии.

В марте 1946г. в Тулузском выставочном зале «Фойе декор» проходила персональная выставка работ художника. В тот же год В.Жарский получил советское гражданство и в 1947г. вернулся в Россию. Репатриантам для поселения предлагались удалённые от центральных регионов места проживания. Василий Алексеевич избрал Удмуртию, поскольку любил музыку П.И.Чайковского. В 1947-1948гг. работал в Ижевске художником Русского драматического театра им. В.Г.Короленко, преподавал в художественно-ремесленном училище №6. В 1950г. вступил в товарищество «Удмуртхудожник» (впоследствии Художественно-промышленные мастерские удмуртского отделения Художественного фонда РФ). Член Союза художников СССР с 1967г.

Крепнувшее с годами мастерство Жарского, его живописное видение обогащали многочисленные путешествия по стране. Художник совершал творческие поездки на Волгу, в Саяны, в Ташкент, из которых привозил многочисленные этюды и законченные произведения, выполненные в технике масляной живописи и акварели.

Первым из живописцев Удмуртии художник обращается к мемориальному пейзажу, посвящённому местам жизни и творчества П.И.Чайковского в Воткинске и Клину. Но особое место в творчестве Василия Алексеевича занимают произведения, посвящённые Ижевску. Это поэтические пейзажи, позволяющие увидеть наш город таким, каким он был полвека назад. Трудно поверить, что за такой, казалось бы, небольшой срок Ижевск столь кардинально вырос и изменился, превратившись из провинциального городка в современный индустриальный центр. Одно из свидетельств тому картина автора «Пушкинская улица в Ижевске» (1957). Сейчас улица Пушкинская – одна из центральных в городе, широкое полотно её дороги пропускает тысячи автомобилей. На картине эта местность только застраивается. Вместо ровного асфальта – размытая дорога с ямами и буераками.

Картины Жарского являются яркими свидетельствами истории, развития,  и роста города 50-х - начала 70-х гг. прошлого столетия. Примерами могут служить полотна художника «Улица Карла Маркса в Ижевске» (1972), «Ижевск строится» (1969) - пленэрные камерные пейзажи этюдного характера, наполненные воздухом и светом.

Небольшое полотно художника «Ижевск в 60-е годы» (1960) представляет старое здание цирка, автовокзал и торговый павильон рынка. Это один из первых каменных цирков в стране, который был построен в 1943г., в тяжёлые годы Великой Отечественной войны в качестве подарка за огромный вклад в производство оружия для фронта. Интересно, что точка зрения в пейзаже взята сверху, из окна жилого дома, что позволяет увидеть панораму всей улицы.

В полной мере окунуться в жизнь города и почувствовать дух того времени позволяет собрание архивных фотографий Ижевска из коллекции Д. Тетерина, размещенные в зале второго этажа.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна