
Statistics
- Количество просмотров материалов
- 1733847
Картинки в книжках (окончена)
- Подробности
- Категория: Виртуальные выставки
- Создано 16.09.2016 13:09
- Дата публикации
- Просмотров: 3154

Иллюстрации к текстам известны с древних времён. Когда в ХVв. Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания
подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, печатавшиеся с деревянных досок. Основным способом
воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а с XVIIIв.ей на смену пришла литография (оттиск с камня). Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду
с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана — карикатуры.
В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование.
Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что удачные иллюстрации продаются не хуже
хорошего текста. Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и книги стали доминирующими источниками
информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие
иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми,
а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства.
С появлением книгопечатания на Руси на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVIIв.
большое распространение получила техника, при которой текст печатался с наборной формы, а иллюстрация
представляла собой гравюру. С XVIIIв. известна практика отдельных изданий к популярным произведениям. Они
выходили в виде тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия
иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам» по рисункам Александра Агина. В экспозиции представлена работа
М.П. Клодта (1835-1914), являющегося его прямым учеником и последователем. Это одно из ранних произведений
выставки - иллюстрация к «Тамбовской казначейше» М.Ю.Лермонтова (1874) из коллекции С.Фельдштейна,
выполненная в технике офорта. С изобретением в XIXв. фотографии, иллюстрации воспроизводятся с помощью
фотомеханических процессов. В это время на первое место выходит не образность, а реалистичность. Иллюстрация
теперь тесно связана с текстом, в который она помещена.
На выставке широко представлена русская и советская книжная графика различных техник и направлений с конца ХIХв.
по наши дни. Экспозиция разделена на два больших блока. Первый блок, располагающийся в открытом пространстве
второго этажа музея, рассказывает об истории книжной иллюстрации в России и демонстрирует нам имена великих
художников - классиков этого жанра. Среди них В.А.Фаворский, Е.А.Кибрик, Т.А.Маврина, С.В.Герасимов, Е.М. Рудаков
и другие.
Так, к началу прошлого века относится работа, выполненная в стилистике агитационных плакатов 20-х годов в технике
уникальной графики (тушь, перо) А.Е.Лопухина (1897-1985), являющаяся иллюстрацией к произведению Оскара Уайльда
«Баллада Рэдингской тюрьмы» (1923).
Экспозиция в достаточно большом количестве представляет нам произведения мастеров – классиков советской книжной
графики 30-50-х гг. ХХв. Это время также по праву можно назвать золотым веком советской иллюстрации. Многим знакомы
иллюстрации К.А.Клементьевой (1896-1984) к произведениям И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» (1939), легко и живо
созданные в технике литографии. Не менее признаны характерные и запоминающиеся автолитографии К.И.Рудакова
(1891-1949) к «Анне Карениной» Л.Н.Толстого и к «Милому другу» Ги де Мопассана, расцвеченные акварелью. Редкий дар
психологизации образов проявился в работах художника к произведениям, литературная ткань которых строится
на тонких нюансах, душевном состоянии персонажей.
Давно стали хрестоматийными листы-литографии Е.А.Кибрика (1906-1978) к романам Р.Ролана «Кола Брюньон» (1934-36)
и Ш.Костера «Тиль Уленшпигель»(1937-38), в которых автор сочетает монументально-эпические формы с мягкостью
светотеневых эффектов.
Одним из знаковых художников советской эпохи является первый председатель Правления Союза художников СССР,
Академик АХ СССР, профессор С.В.Герасимов (1885-1964), чьи иллюстрации к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина
также представлены на нашей выставке. Центральное место в московской графической школе тех лет принадлежало
В.А.Фаворскому (1886-1964), выдающемуся мастеру ксилографии, ставшему классиком советской книжной графики.
Фаворский учился в студии Холлоши в Мюнхене и получил образование в университетах Мюнхена и Москвы. Вместе
со своими учениками Фаворский формировал и определял, по словам исследователя, «будущее московской
графической школы».Он говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Это касается и искусства шрифта,
и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок. Многие годы весь комплекс
решаемых задач разрабатывался художником, получая воплощение также в живой, увлекательной теоретической форме.
В экспозиции представлены одна из наиболее значимых его работ - ксилографии к древнерусскому эпосу «Слово о
полку Игореве» (1950) - «Большая битва», «Плач Ярославны», «Битва с половцами».
Следующий этап советской книжной графики представляет мастеров 60-80-х гг.ХХв. В 60-е гг. в графике, как и в других
видах изобразительного искусства, начинается новый период. Ведущим здесь становится рисунок, а в печатной графике –
эстамп (чаще всего это линогравюра, по технике дающая возможность обобщения формы). Эстетикой сурового стиля
наполнена серия иллюстраций к поэме В.В.Маяковского «В.И.Ленин» (1966-67), созданная известным графиком Д.С.Бисти
(1925-1990). Выполненные в технике линогравюры, изображения его героев обобщены и лаконичны. Основой
выразительности здесь служат большие плоскости тёмного тона и линейные контуры фигур. Проникнуты мистикой и
драматизмом офорты и ксилографии Г.Д.Епифанова (1900-1985) к «Пиковой даме» А.С.Пушкина (1966). В конце 60-х
создан цикл иллюстраций-офортов известного екатеринбургского графика В.М. Воловича к трагедии У.Шекспира
«Ричард III» (1968). Стилистическое своеобразие его листов определяется экспрессивностью,
выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.
Образ Данте (1978.Б., сухая игла) С.С.Кобуладзе (1909-1978),восхищает возвышенным благородством и гордым
величием.
80-е гг.ХХв. представлены сильными по своему драматическому воздействию на зрителя иллюстрациями к роману
М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» (1983.Б.,литография), принадлежащие заслуженному деятелю искусств
Удмуртии Виталию Окуню. Процесс создания иллюстраций - долговременное, кропотливое занятие. На плечи художника
ложится ответственность перед автором книги и перед читателями.
Изображение должно соответствовать тексту, дополнять его, чтобы чтение книги было более увлекательным. Особенно
это актуально в наше время, характеризующееся стремительным потоком информации. Книги вытесняются из жизни их
оцифрованными аналогами. Но мобильность и доступность электронных книг не сравнится с тем, что чувствует человек,
перелистывая страницу книги и обнаруживая на следующей - иллюстрацию.
Второй - детский блок выставки - предназначен для семейного просмотра и представляет работы знаковых российских и
удмуртских авторов, таких как Е.М.Рачёв, Ю.А.Васнецов, А.М.Каневский, М.Г.Гарипов, И.Н.Нурмухаметов.
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от букварей и
лубочных картинок до детских книг, оформленных знаменитыми художниками-профессионалами. Первой
иллюстрированной детской книгой России был "Букварь" Кариона Истомина (1692-94).
Новые возможности иллюстрации появились в ХIХв. с изобретением фотомеханического способа печати. К середине ХIХв.
иллюстрации становятся цветными; над ними начинают работать известные живописцы и графики. В экспозиции второго
блока представлены работы знаменитых российских и удмуртских авторов из коллекции УРМИИ, таких как Е. М. Рачёв,
Ю. А. Васнецов, А. М. Каневский, М. Г. Гарипов, И. Н. Нурмухаметов, А.Г.Олин и другие
Одной из самых ранних иллюстраций на выставке является лист художника С.Н.Архипова (1881-1936), выполненный
акварелью по мотивам сказок о богатырях (1919) в традициях русской реалистической живописи ХIХв. Немного позднее,
в 1920-х гг., созданы «Автолитографии в красках» (на выставке - обложка к книге) яркого представителя
русского символизма и модерна П.В.Кузнецова (1878-1968).
Многим знакомо имя Юрия Васнецова (1900-1973) – известного художника и иллюстратора. В экспозицию вошли две
его работы: «Гусли-самогуды» (1969) - цветная автолитография к русской народной сказке, созданная в традициях
лубка; и «Ёж и заяц» (1965) - тонкая по цвету ксилография, иллюстрирующая знаменитую сказку Л.Н.Толстого. Ещё
один прославленный мастер иллюстраций к детским сказкам – Е.М.Рачёв (1906-1997) – художник-анималист, график.
На выставке представлены его цветные автолитографии к русским народным сказкам: «Битый небитого везёт»,
«Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Кот, дрозд и петушок-золотой гребешок» (все - 1963), на которых воспитано
не одно поколение детей. Стиль Рачёва всегда узнаваем, он отличается плакатностью, локальной яркостью цветовых
пятен и чёткой графичностью изображения. Художник иллюстрировал преимущественно народные сказки, басни и
произведения классиков русской литературы, в которых главными героями являются животные.
Любимого детьми Мурзилку создал художник А.М.Каневский (1898-1976). Мастеру принадлежит множество
узнаваемых иллюстраций к произведениям Маршака, Чуковского и Барто. На выставке находится целая серия давно
ставших классикой работ автора к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр» (1949-1953, б., акварель, тушь). Это знакомый
всем характерный и живо выполненный «Крокодил на прогулке» и другие.
Кроме произведений знаменитых российских мастеров, экспозиция демонстрирует образцы книжной графики
известных удмуртских художников. Среди них иллюстрации И.Н.Нурмухаметова (1926-2000) к сборнику удмуртских
сказок «Хлеб с мёдом» (1967, б., гуашь): «Кот и мыши», «Волк и свинья» и др. Оформление этой книги - наибольшая
удача художника. Лаконизму языка сказок соответствует изобразительное решение; второстепенное, незначительное
в них отсутствует. В 1967г. эти листы были отобраны для экспонирования на зональной выставке «Большая Волга» в
Волгограде, представляя собой первый показ иллюстраций к удмуртскому фольклору на крупной выставке вне
пределов республики.
Менсадык Гарипов (1946-1998) - ещё один классик изобразительного искусства Удмуртии, график, живописец,
художник книги, педагог. Работы Гарипова хранятся в Государственной Третьяковской галерее. На выставке
представлены его рисунки к произведению детского удмуртского фольклора «Икча-кукча» (1983, б., акварель, гуашь)
и иллюстрация к народным сказкам «Подводное царство» (1979, б., офорт). Творческий почерк Гарипова уникален,
всегда узнаваем, он отличается непосредственностью восприятия и связан с глубинными удмуртскими корнями
мастера.
Ещё один удмуртский автор, чьи произведения широко представлены на выставке, Заслуженный деятель искусств
УР А.Г.Олин. Художником оформлено более сорока книг в издательствах страны, в том числе в издательстве
«Удмуртия». А за иллюстрации к сказке Бориса Шергина «Ваня Датский» (1979, б., акварель, гуашь), которые также
демонстрируются в экспозиции, художник получил диплом Международной выставки книги (г.Москва). Иллюстрации
Олина отличаются лубочной яркостью, подробной повествовательностью, тщательной проработкой деталей.
Таким образом, экспозиция демонстрирует великие имена художников, являющихся классиками русской, советской
и удмуртской детской книжной иллюстрации, а также даёт возможность проследить становление и развитие этого
вида искусства в ХХ веке.