- Подробности
-
Категория: Виртуальные выставки
-
Создано 31.10.2016 10:24
-
Дата публикации
-
Просмотров: 2362
История нашего музея могла начаться на много лет раньше. Еще в 1919г. был подготовлен приказ Ижевского
реввоенсовета о проведении работ по созданию художественной галереи, но только 29 октября 1980г. Удмуртский
республиканский музей изобразительных искусств был открыт для посетителей. Постановления МК РСФСР и Совмина УР
о его создании были подписаны в конце марта, а приказ МК УАССР об открытии УРМИИ и назначении директором
Е.Ф.Шумилова 1 апреля 1980г. Кто знает, может быть, этот веселый день и определил радостное настроение, с которым
молодой коллектив, в котором было всего 14 человек, приступил к созданию будущего музея.
Первый директор Евгений Федорович Шумилов, хотя и руководил музеем сравнительно недолго, внес огромный вклад
в его становление. Под его руководством в очень сжатые сроки была проведена реконструкция здания, открыта первая
выставка «Искусство Советской Удмуртии 1920-1980 гг.», им были определены основные направления комплектования
будущей коллекции, где основным стало изучение искусства нашей республики. Ему же принадлежит идея создания
Сада скульптуры, для осуществления которой пришлось много потрудиться. В первую очередь надо было скомплектовать
фонды, чтобы создать эту необычную экспозицию. Для этого он сам и сотрудники выезжали для отбора работ советских
скульпторов в Москву в запасники СХ СССР, СХ РСФСР, МК РСФСР. Кроме того, отбирались живопись, графика, предметы
ДПИ. А потом все это фургонами доставлялось в Ижевск.
Большой популярностью пользовались«музейные пятницы», организованные Евгением Федоровичем. Сотрудники
музея и он сам читали лекции по истории искусств, проводили встречи с деятелями культуры, художниками,
искусствоведами.
Все эти направления продолжили свое развитие при новом директоре Вере Владимировне Яковлевой. Она руководила
музеем с 1981г. Это было время активного комплектования фондов, проводились экспедиции по районам республики
с целью сбора предметов народного искусства, сотрудники выезжали в мастерские художников в Москву, Ленинград,
соседние регионы. В течение нескольких лет музей активно работал с московскими коллекционерами, организуя выставки
их коллекций в Ижевске. Наиболее продуктивным оказалось сотрудничество с С.Я.Фельдштейном. Из его коллекции
прошли выставки «Книжная иллюстрация 1900-1940гг.», «Сергей Герасимов и Константин Чеботарев», после них музей
смог серьезно пополнить собрание графики работами русских и советских художников 1920-1940-х гг. В результате
большой собирательской работы появилась возможность делать серьезные экспозиции из фондов и работать с другими
музеями по обмену выставками. Работа началась с Кировским художественным музеем, где была показана выставка
«Ювелирное искусство Удмуртии», а в ответ была получены работы мастеров Дымковской игрушки. В 1988г. большую
совместную выставку «Русское искусство19-начала 20 вв.» организовали Музеи изобразительных искусств Мордовии,
Татарии, Чувашии, Удмуртии. Координацией ее работы, подготовкой и изданием каталога занимался УРМИИ, выставка
с успехом прошла по этим республикам, а в 1993г. в сокращенном варианте экспонировалась в Венгрии.
Большим событием в культурной жизни Ижевска стала выставка авангарда «Да! Москва-Ижевск» (1988). Идея
выставки была придумана молодыми художниками, что само по себе было авангардным. Потому что идеи обычно
посылались сверху – от Союза художников или от Обкома партии. Энвиль Касимов и Сергей Орлов просто пригласили
своих друзей из Суриковского института в Москве. В результате собралась большая и интересная компания. И выставка
получилась тоже большая и интересная. Как сказала в своем интервью газете «Известия УР» в 2013г. замдиректора
музея по науке В.О.Гартиг: «Что в ней было такого, чего не было раньше? Все! Впервые параллельно с экспозицией
шли различные культурные программы, художники устраивали перформансы, здесь каждый мог увидеть авторов работ
и пообщаться с ними. Люди были шокированы!» Не зная, как реагировать на эту выставку, власти просто закрыли глаза.
А вот другая выставка творческого объединения «Лодка» - «Нагота глазами 20 века» - была принята не так. И хотя там не
было ничего особенного, ее к показу запретили. А от ветеранов войны последовало гневное письмо в Верховный Совет
УАССР, в котором они требовали наказать организаторов выставки.
Особой заслугой В.В.Яковлевой является то, что музей под ее руководством вышел на международные связи.
Вначале это была работа с австрийским коллекционером доктором В.Даймом и выставки из его коллекции в Ижевске,
затем первым из музеев Удмуртии наш музей выехал в Венгрию с выставкой «Народное удмуртское искусство».
Одновременно с ней в разных городах в течение нескольких лет экспонировались выставки русского портрета и
пейзажа, поздней русской иконы, русского лубка.
В 1995г. музей возглавила Татьяна Владимировна Глухова. Ей досталось самое тяжелое для страны и культуры время,
но она смогла сделать так, что работа музея продолжалась, проходили выставки, интересные мероприятия, продолжалось
тесное сотрудничество с СХ УАССР, музей участвовал в днях культуры Удмуртии в Москве, активно работали филиалы
музея в п.Ува и с. Юкаменское. Татьяна Владимировна всегда смело шла на эксперименты. Надолго запомнится
посетителям выставка «Contr-rol» в рамках проекта «Веревкин – OpenHeritagе», или выставки этнофутуристов,
проводившиеся в музее в рамках международных этнофутуристических фестивалей. В начале 2000-х гг. началась
активная проектная деятельность музея. Благодаря замдиректора В.О.Гартиг музей выиграл несколько грантов и провел
интересные выставки и мероприятия. В 2014-2015гг. по гранту, который был выигран Глуховой Т.В., музей провел
передвижные выставки удмуртских художников в городах республики и смог подготовить и издать каталог коллекции
русской и западноевропейской живописи и альбом об удмуртских художниках.
В марте 2016 года музей возглавила Вера Александровна Вахрушева. За очень короткий срок ей удалось сделать
много. Новые выставки традиционного и современного искусства, появление в коллективе молодых и очень
перспективных сотрудников, подготовка ко второму «рождению» Сада скульптуры – все это вселяет уверенность,
что УРМИИ будет жить и развиваться.