
Statistics
- Количество просмотров материалов
- 1733801
Персональная выставка В.Михайлова (окончена)
- Подробности
- Категория: Виртуальные выставки
- Создано 08.12.2016 09:44
- Дата публикации
- Просмотров: 3320
Вячеслав Ильич Михайлов (Гиргорей Слави) – известный живописец, график-иллюстратор, педагог. Заслуженный
деятель искусств УР. Члентворческого объединения «Ижкар». Вячеслав Ильич - автор уникальных и неповторимых пейзажей, портретов, натюрмортов, а также создатель ярких
фантазийных и философских работ, связанных с удмуртской мифологией. Народная тема - главная в творчестве
художника, который во многих своих произведениях обращается к национальным корням, черпая вдохновение в
удмуртском фольклоре и древних языческих верованиях. Выставка, посвящённая 65-летнему юбилею автора, представляет эволюцию творческого пути художника и
включает всебя как ранние полотна из коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств,
так и его произведения последних лет. Среди этапных и наиболее интересных работ мастера картины: «Проводы»
(1984), «К весне. Деревня Писеево» (1987), «Тёплая встреча» (1994), «Ангел спаситель» (2016), «У подножия радуги»
(2016), «Севериха» (2015) и другие. Многие работы живописца экспонируются впервые.
Начало самостоятельного творческого пути Вячеслава Михайлова приходится на конец 70-х годов, - время,
связанное с периодом так называемого соц. реализма в изобразительном искусстве страны. Однако художник
отказывается от показа парадной стороны, передавая тему деревни и жизни крестьян в совершенно другом, образно-
лирическом и знаково-мифологическом ключе. Начальный период творчества мастера был посвящён созданию жанровых композиций, представивших
изобразительное искусство Удмуртии на крупных выставках страны. В этих лирических полотнах художник тепло и
проникновенно говорит о простых явлениях крестьянской жизни, выявляя единство человека и окружающей его природы.
Примером может стать этапное полотно художника «Проводы» (1984), посвящённое расставанию молодых людей и
написанное в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Ещё одна работа В.Михайлова этих лет –
лирический пейзаж-настроение «К весне. Деревня Писеево» (1987) представляет нам малую родину автора. От работы к работе, будь то жанровая картина, пейзаж или натюрморт, складывается своеобразный «художественный
язык» В.Михайлова, выраженный прежде всего в строгой лаконичной композиции и яркой декоративности палитры,
состоящей из звучных контрастных тонов. Признание эпико-лирической образности произведений Вячеслава Михайлова произошло ещё на рубеже 70-80-х гг.
прошлого столетия. А в 90-е годы его творчество оказывается знаком искусства нового времени, наступающей эпохи.
С этого периода наблюдается повышенный интерес художника к колориту, меняется его отношение к плоскости холста.
На смену пастозному письму приходит ровная поверхность, характеризующаяся выразительной звучностью и
локальностью цвета. Именно в это время создан групповой портрет «Теплая встреча» (1994), изображающий известных
деятелей искусства и науки Удмуртии В.Владыкина, М. Гарипова и самого автора, выполненный в духе примитива и
отличающийся яркой декоративностью колорита и особой душевностью содержания. В 2000-е годы мастер продолжает живописную стилистику, начатую ранее. Его работы обогащаются глубоким
содержанием, тонкой символикой и поэтичностью образов, где помимо языческого понимания мира, появляются
христианские мотивы, искусно вплетённые в общую канву произведения. Так, в картине автора «Севериха» (2015)
могучая ель Мудор кыз - центр и ось мироздания древнего удмурта, круглая священная луна, и два ангела,
помогающие путнику в ночи, соединили воедино язычество и христианство. Своеобразной визитной карточкой выставки является образно-мифологическое полотно художника «Родник» (2009),
наполненное тонким философским и аллегорическим смыслом. Композиция холста напоминает национальный головной
убор айшон, куда вписывается народное представление о трехчастности бытия (нижний, средний и верхний мир),
а также главные языческие символы, представляющие птицу-демиурга, быка - олицетворение земного начала и тонкий
месяц – женский оберег, давший название этой выставке. (Автор заложил в название игру слов: «толэзь»-месяц;
«тол эзь»-зимнее пространство). Особой гармонией цвета и содержания наполнено полотно «У подножия радуги» (2016), где излюбленные мотивы
автора соединены воедино: это и гуляющие кони, и ангел над облаками, и острый исчезающий ломтик луны. В натюрмортах В.Михайлова проявилась последовательная концепция всего творчества художника, тонко окрашенная
национальной тематикой. Художнику удаётся вложить в простые вещи философию бытия, смысл жизни удмуртского
крестьянина. Примерами могут стать натюрморты «Гершыд» (2007), «Пельнянь» (2014) и другие. Также художник активно сотрудничает с книжным издательством «Удмуртия», где вышло несколько книг с его
оформлением. Он иллюстрирует страницы журнала «Кизили» выходящего на удмуртском языке. Книжная графика
мастера во многом перекликается с его живописными работами последних лет. На выставке представлены иллюстрации
к удмуртскому героическому эпосу «Дорвыжы», поэме «Иднакар», а также к национальному народному эпосу
«Век кылдысина». Таким образом, Вячеслав Михайлов является одним из наиболее интересных, талантливых и знаковых национальных
художников, отличающийся уникальным творческим почерком и видением мира; мастером, который внес свой весомый
вклад в развитие изобразительного искусства Удмуртии.
Вячеслав Ильич Михайлов родился 23 ноября 1951 года в деревне Писеево Алнашского района УАССР. В 1971г.закончил художественно-графическое отделение Дебёсского педагогического училища, а в 1976г.- художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. С 1979 по 1984гг. работал в художественно-производственных мастерских г.Ижевска. С 1993 по 2015 г. преподавал в Институте искусств и дизайна УдГУ. Ныне занимается преподаванием в художественно-эстетическом лицее №98.