- Подробности
-
Категория: Новые выставки
-
Создано 14.02.2017 15:40
-
Дата публикации
-
Просмотров: 1812

Выставка «Адам и Ева» включает в себя лучшие произведения живописи, графики и скульптуры из коллекции УРМИИ,
посвящённые теме любви, тепла, нежности в сюжетах, композиции, колорите работ.
Собирательный образ мужчины и женщины в лице «прародителей» Адама и Евы стал отправной точкой в названии
выставки. История Адама и Евы, изгнанных из райского сада, всегда была не только историей отношений между
мужчиной и женщиной, чья любовь, словно райский цветок, проходит длительный путь развития от юного бутона до
зрелого плода, но и метафорой идеи познания самой сути человеческой жизни – через искушение, любовь,
предательство.
В первой части экспозиции представлены графические, живописные и скульптурные работы русских и советских
художников, повествующие о взаимоотношениях мужчины и женщины, о радостях и трагедиях любви, о соединении
двух частей в одно целое, о зарождении чувств, их взрослении и трансформации. В центре внимания – все грани
взаимоотношений между двумя влюблёнными, их чувства, переживания, эмоции. В экспозиции создаются
собирательные образы мужчины и женщины, в которых каждая пара может узнать себя. Образы Адама и Евы
обыгрываются в современном контексте, а история первых людей рассматривается не в узко-религиозном смысле,
а как метафора отношений полов. Это «Он» и «Она» – вечные образы, квинтэссенция мужского и женского начал.
Второй зал является метафорой библейского райского сада и воспевает красоту и совершенство лучшего творения
Создателя, поэтичность женского образа, силу и брутальность мужского. Райский сад предстаёт перед зрителем как
вместилище всего прекрасного и совершенного, как недостижимый, но такой желанный идеал. Радость, красота,
изобилие стали основным лейтмотивом, отражённым в живописных портретах, натюрмортах, в графических работах,
в скульптуре. Библейские и античные мифы, красота человеческого тела и величие его помыслов всегда находили
благодарное воплощение в произведениях искусства – скульптуре, графике, живописи.
Своеобразной визитной карточкой выставки является картина советской художницы Ирины Ивановны Витман
(1916—2012) «Адам и Ева» (1987). Детство и юность Ирина Витман провела в Париже, общалась с Ю. Анненковым и
З. Серебряковой. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова, ветеран Великой Отечественной войны. На холсте «Адам и Ева»
библейская история повторяется сотни лет спустя: девушка предлагает юноше запретный плод – яблоко, символ
познания и греха. Полотно пронизано теплом и любовью, однако не лишено лукавства.
Нежный и поэтичный девичий образ создаётся в портрете конца XIX века «Женская головка» кисти Фёдора
Владимировича Боткина (1861—1905), «русского парижанина», одного из представителей символизма. Характерные
черты модерна – тонкий колорит, изящная пластика линий, природная текучесть форм – вызывают ассоциации
с работами Сандро Боттичелли, творчество которого в своё время вдохновило Боткина на занятия живописью. Работы
художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеях
Ярославля, Саратова, Омска, Иркутска и других.
Одними из наиболее интересных произведений в экспозиции являются работы удмуртского художника Эдуарда
Николаевича Морозова (1938—2000) – мастера, не получившего профессионального образования. Тем не менее,
он обладал собственным творческим видением мира. На выставке представлены окутанный ореолом романтики и
символизма парный портрет «Фиалки» (1991) и изысканная, выполненная в жемчужно-голубых тонах акварель
«Саломея» (1998).
Кроме живописи и графики, выставка включает в себя скульптурные произведения, созданные как профессионалами,
так и мастерами-любителями. Одно из них – концептуальная скульптура в традициях «классического» авангарда XX века
«Плод любви» (2004) ижевского автора Дмитрия Борисовича Постникова. Два почти «пикассовских» профиля
влюблённых трансформируются в половинку яблока, воплощающую идею первородного греха и познания
двойственности мира.
Среди скульпторов-любителей представитель «наивного» искусства, человек со сложной и интересной судьбой Михаил
Васильевич Абашев (1918-1989). Во время Великой Отечественной войны он потерял обе ноги. Одним из его увлечений
после возвращения на родину, в Удмуртию, стало создание деревянной пластики малых форм. Экспозиция включает
в себя одну из работ мастера – скульптуру «Девушка с вазоном цветов» (1978). Работа отличается непосредственностью
восприятия, архаичной статичностью и декоративной выразительностью раскраски, что придаёт произведению особый шарм.
Посредством изобразительного искусства экспозиция рассказывает о сложности и многогранности человеческой любви,
создаёт выразительные образы в лице первых людей – Адама и Евы, с истории взаимоотношений которых началось
победное шествие Любви. Однако история прародителей рода человеческого, навсегда потерявших беззаботное счастье
и блаженство Рая, рассказывает не только о любви. Через потерю наслаждений люди впервые познали многогранность
и двойственность мира, в котором есть не только радости, но и горести. Но, несмотря на утрату райской жизни, жизнь
человеческая по-прежнему остается прекрасной, полной любви, нежности и красоты, которая на фоне земных пороков
становится божественным светом, возвращающим людей в прекрасный райский сад.