Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Random Image

neizvhz86uc.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1178348

Terra Udmurtia (окончена)



Менсадык Гарипов
 Менсадык Гарипов – самобытный мастер, классик изобразительного искусства Удмуртии, обладающий 
уникальным и всегда узнаваемым творческим почерком. Его работы, давно ставшие национальной гордостью и
достоянием республики, впитали в себя колорит верований, мифов, сказок и легенд удмуртского народа.
С наибольшей глубиной и силой талант мастера раскрылся в книжной и станковой графике, а также
в метафорических живописных полотнах последних лет. Представленные на выставке графические и живописные
произведения Гарипова из коллекции УРМИИ и архива семьи художника, как и всё творчество автора, отличает
непосредственность и некая «детскость» восприятия мира. Важной особенностью его работ является сложная
многоплановая композиция, создающая философскую иносказательность, многосмысленность образов.
 
            Среди графических серий, вошедших в экспозицию - настоящие шедевры Менсадыка Гарипова. Это 
«Удмуртские легенды и предания» (1982-1988), «Ожившие века» (1989-1998), а также иллюстрации к книгам -
«Мифы, легенды и сказки Удмуртского народа» (1986), «Икча-кукча» (1983), «Девочка и тыква» (1991), являющиеся
своеобразной визитной карточкой  мастера.
Древней языческой мистикой, сплавленной с народным фольклором и
фантазией мастера, пропитана серия «Удмуртские легенды и предания», выполненная в офортной технике акватинта.
Совсем по-иному выглядит философская этнофутуристическая серия офортов «Ожившие века», наполненная тайными
символами и смыслами. Здесь река Времени уносит в далёкий  и счастливый мир детства страны Лебедии
(одно из названий Удмуртии).
«Главной книгой всей жизни», по словам Гарипова, стало издание «Мифы, легенды и
сказки удмуртского народа», где художник создал целый мир, населённый языческими богами и великанами -
алангасарами, сказочными персонажами и простыми людьми. За оформление этой книги автор получил диплом
1 степени на конкурсе «Искусство книги» Госкомиздата РСФСР и СССР. Совершенно другими выразительными
свойствами обладают иллюстрации к книге «Девочка и тыква» (1991), отличающиеся яркой декоративностью,
обращением к детскому восприятию и искусству примитива. Их главная особенность - звучная полихромия цвета,
передающая колорит далёкой Африки.
 1990-е годы связаны с появлением многочисленных живописных работ. Пейзажи, натюрморты и портреты этого 
времени отличает поиск в области колорита и композиции, обобщенность формы, декоративность цветового решения.
Примером могут стать, представленные на выставке картины – притчи  «Весна в деревне» (1992) и «Белая птица»
(1992), передающие философию и мировоззрение удмуртского народа. Таким образом, уникальность творчества
Менсадыка Гарипова для изобразительного искусства Удмуртии и мирового искусства в целом в его многогранности
 и обращении к народным корням, оно  представляет собой тонкий сплав аутентичности и наива, реализма и фантазии,
метафорического символизма и этнофутуризма.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств выражает огромную благодарность семье
Менсадыка Гарипова за произведения и архивные документы, представленные на выставке.

 

   …и современные художники Удмуртии
Основа экспозиции – творчество Менсадыка Гарипова, создавшего уникальный художественный образ
Удмуртии, в котором переплетены жизнь человека, природа и мифические существа. Новые измерения этого
пространства можно обнаружить в современных творческих практиках, вступающих в «прямой» или «косвенный»
контакт с территорией республики. Наследуя ремесленную искусность понимания природы, современные художники
часто обращаются к природным материалам. На практике изучают их свойства и структуры, «напрямую» контактируя
с местностью. Они обнаруживают чувственные формулы мироздания, построенные на ощущениях и передающие их.
В глобальном мире цифровой эпохи такие «соприкосновения» становятся редкостью и поэтому приобретают
особенную ценность. Даже тогда, когда произведение не подразумевает прикосновение – зрительная рельефность,
фактура, запах или звук сближают нас с авторским поиском, включая в процесс одухотворения привычных вещей.
Некоторые художники создают визуальные мифологии, лишь «косвенно» опираясь на окружение. На уровне
символов мы угадываем в них отголоски знакомого пространства и проецируем художественный мир на свой личный
опыт. В итоге вымышленное становится реальным, обыденное – удивительным. В искусстве Удмуртии естественная
природность и многогранный символизм соединяются со смыслопорождающей рельефностью ощущений.
На выставке «Terra Udmurtia» (с латинского «terra» — земля) представлены произведения художников, 
«напрямую» или «косвенно» работающих с территорией. Это лишь верхняя часть айсберга или верхушка
удмуртского леса, дающая импульс к более глубокому исследованию, поиску внутренних смыслов и внешних
контекстов искусства и пространства республики.
 Специально для данной экспозиции собрана «библиотека», включающая в себя каталоги российских и 
зарубежных выставок современных художников Удмуртии, литературу об удмуртских художниках-классиках и
книги, проиллюстрированные ими. Непосредственно на выставке начинается формирование художественной
картотеки, которая в перспективе превратится в независимую онлайн-платформу изучения местного искусства.

При публикации материалов сайта ссылка на музей обязательна