- Подробности
-
Категория: Виртуальные выставки
-
Создано 23.03.2018 09:28
-
Дата публикации
-
Просмотров: 1940

Выставка «Его Величество Петербург» посвящена 315-летию города на Неве. Образ Петербурга, Петрограда,
Ленинграда, воплощенный в графических произведениях русских и советских художников, стал центральной
темой экспозиции. Эстампы, представленные на выставке, составляют гордость собрания графики УРМИИИ.
Большинство из них в 1980-е годы было куплено музеем у знаменитого московского коллекционера
С.Я. Фельдштейна, собравшего блестящую коллекцию русской графики.
Первая половина XX столетия – это время расцвета отечественной гравюры. Художники начинают воспринимать
печатную графику как самостоятельный вид искусства, обладающий большими выразительными возможностями.
Выдающиеся мастера русского и советского искусства – М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева,
П.А. Шиллинговский, Н.А. Павлов, Г.С. Верейский, А.Ф. Пахомов, И.С. Астапов, создали свой неповторимый стиль
именно в области гравюры. Причем, для многих из них Санкт-Петербург стал главным героем творчества.
На выставке можно увидеть эстампы этих авторов, открывающие перед зрителем галерею петербургских пейзажей.
В лучших листах, вошедших в экспозицию, город на Неве изображен в переломные моменты отечественной
истории. На выставке представлены четыре автолитографии Мстислава Добужинского из серии «Петроград
в 1921 году». В эстампах воплощен образ города, испытавшего на себе бедствия войны и революции. Бывшая
столица Российской империи предстаёт в гравюрах загадочным городом-призраком. Мягкость и лёгкость
графической манеры создают иллюзию удивительного и ускользающего видения. Так, лист «Летний сад зимой»
погружает зрителя в атмосферу странного сна, в котором ожившая мраморная статуя затаилась от любопытных глаз
в деревянной будке, а припорошенные снегом деревья, будто оберегая её, склонили над ней свои кроны.
В 1923г. вышел альбом с ксилографиями Павла Шиллинговского «Петербург. Руины и возрождение». На выставке
можно увидеть два листа из этого знаменитого цикла. Набережные и дворцы Петербурга – словно немые очевидцы
недавно произошедших исторических событий. Северная столица, привычная к столкновениям со стихией,
выдержала и этот натиск. Наступило затишье. Особенно оно ощутимо на гравюре «Малая Нева и Тучков мост
в 1921 году». Деревянная мачта вмёрзшей в лёд ладьи чем-то напоминает покачнувшийся шпиль колокольни
собора. Художник намекает на былое величие города, который сейчас погружен в зимнее оцепенение.
В 1941г. началась война, Ленинград был взят в кольцо блокады. Шиллинговский оставался в это время в городе.
Своё отчаяние и ужас перед случившимся график выразил в цикле эстампов «Осажденный город». Перед нами
открывается ужасающее зрелище: ночью город полыхает в огне, а днём превращается в обезлюдевшее
пространство, где повсюду высятся холмы тлеющих головёшек. Композиция этих ксилографий решена в виде
тёмной воронки, которая с необыкновенной скоростью скручивается и затягивает в себя пространство города и
человеческой жизни.
Тема блокадного Ленинграда нашла отражение и в творчестве известного мастера книжной иллюстрации
Алексея Пахомова, находившегося в годы войны в осажденном городе. В 1942 – 1944 гг. художник выполнил
серию литографий «Ленинград в дни блокады». В экспозицию вошёл один из листов серии «Уборка снега».
На нём изображены девушки, которые дружно работают лопатами, чтобы и в условиях войны поддерживать
порядок, характерный для мирной жизни. В летописи осажденного города, созданной Пахомовым, воплотился
образ ленинградцев, сохраняющих присутствие духа и в трагических обстоятельствах блокады.
Другой ленинградский график, Иван Астапов, также как и Пахомов, пережил блокаду. Сразу после войны
появились его пейзажные литографии, посвященные любимому городу. В них мастер наслаждается
неторопливым темпом мирных ленинградских будней. В листе «Памятник Суворову» запечатлён уголок
Дворцовой набережной, словно на ходу схваченный взглядом художника. Благодаря неожиданному ракурсу
на городское пространство в гравюре возникает динамика и ощущение сиюминутности происходящего.
В 1959г. появилась автолитография Евгения Ведерникова «На набережной». На эстампе представлена
городская панорама в туманной дымке. Благородная колористическая гамма, построенная на охристых и
серебристых оттенках, способствует общему настроению задумчивости и легкой грусти. Совсем другой настрой
задают ленинградские пейзажи Андрея Ушина, выполненные в технике линогравюры. Четкие прямые линии,
проведённые уверенной рукой художника, стремительно и энергично воспроизводят рабочий ритм города.
Экспозиция знакомит зрителя с разными ликами легендарного города. Образ Петербурга – словно зеркало
души художников, живших в разные эпохи. Кто-то из них представлял северную столицу странным и загадочным
городом-сфинксом, другие видели её будничным и многолюдным мегаполисом. Но для всех Петербург был и
остаётся городом, который вдохновляет жить, творить, любить!