Сегодня
- Подробности
- Категория: Выставки в музее сегодня
- Создано 22.09.2014 11:07
- Дата публикации
- Просмотров: 18524
Министерство культуры Удмуртской Республики
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Режим работы Музея искусств
Понедельник — выходной
Вторник — 10:00-18:00
Среда — 10:00-18:00
Четверг — 10:00-20:00
Пятница — 10:00-18:00
Суббота — 12:00-20:00
Воскресенье — 10:00-18:00
Ждём вас в музее!
Касса музея прекращает работу за 30 мин. до закрытия музея.
Информация по мастер-классам - на нашей странице ВКонтакте
Запись на выставки и мастер-классы 8(3412)43-17-85, 89124485098
Музей в социальных сетях
Выставки в музее
С 13 марта 2025 года работает выставка сирийского художника Зеина Сабура «В дороге. Попытка № 2». Экспозиция включает в себя более десяти масштабных полотен 2024-2025 годов, выполненных в технике акриловой живописи. В выставку вошли отдельные композиции и небольшие серии работ, объединенные единым смысловым и изобразительным решением. Используя методы современного постмодернизма, художник обращается к абстрактно-декоративным выразительным приемам. Его работы, напоминающие пейзажи, могут восприниматься зрителем как в контексте конкретного пространства, так и вне его. Имея дизайнерское образование, художник владеет профессиональными принципами построения композиции, ритма, цветовой гармонии и контраста. Немаловажное влияние на живопись Зеина оказывает также творчество его отца Низара Сабура, использующего в своих произведениях различные техники и фактуры. Так, в представленных на выставке работах краски наложены то гладкими глухими локальными плоскостями, то широкими пастозными мазками, то набрызгом или стекающими подтеками по предварительно написанному подмалёвку.
Эта выставка является результатом поиска и экспериментов молодого художника, который на крупных плоскостях своих работ выстраивает всё новые оригинальные композиционные и цветовые решения.
Для справки:
Зеин Сабур - родился 17 октября 1993 года в Латакии (Сирия) в семье известного живописца и педагога Низара Сабура. В 2014 году он приехал в Россию, поступил в Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова (факультет «Рекламы и дизайна»), который успешно окончил в 2018 году. В этом же году в родной альма-матер прошла первая персональная выставка художника.
Выставка «Здесь прикоснулась к холсту и бумаге душа…», посвящена 100-летнему юбилею классика удмуртского изобразительного искусства, Народного художника РСФСР Алексея Павловича Холмогорова.
Выставка включает в себя более шестидесяти живописных и графических произведений художника из собрания Музея искусств. Начало экспозиции показывает становление творчества мастера и портреты близких ему людей. Так, одним из первых женских портретов является лирическое полотно «Молодая мать-удмуртка» (1959), созданное в традициях русской реалистической живописи. В облике молодой матери - своеобразной удмуртской Мадонны, автор передает светлую радость, врожденную грацию и душевную чистоту. Это лучшая ранняя работа художника, принявшая участие в первой республиканской выставке «Советская Россия», а через год - во Всесоюзной выставке, куда была выбрана одна от всей республики.
Исследуя и отображая знакомый с детства мир удмуртского крестьянства, художник разрабатывал и образы известных людей Удмуртии, чьи портреты представлены в следующем зале. Так, одной из визитных карточек в творчестве художника стал «Портрет дважды Героя Социалистического Труда М.Т.Калашникова» (1982). Холмогоров использует здесь интересный композиционный прием - зритель словно бы смотрит на известного конструктора снизу - вверх, его фигура полностью занимает пространство холста по вертикали, что делает Калашникова особенно важным и значительным.
К теме образов известных людей Удмуртии можно также отнести исторический портрет «Первого председателя Удмуртской автономии И.А.Наговицына» (1969), «Портрет удмуртского композитора Корепанова Германа Афанасьевича» (1965), «Портрет лыжницы Галины Кулаковой» (1980) и другие.
Тридцатилетие Победы, одержанной советским народом в борьбе против фашизма, было отмечено в изобразительном искусстве СССР появлением знаковых монументальных произведений. Ярким примером стал триптих Холмогорова «Солдаты». В Музее искусств находится левая часть триптиха «Выстояли» (1974), отличающаяся эмоциональной напряженностью и драматизмом. Полотно посвящено бойцам-героям, которые с помощью невероятных нечеловеческих усилий смогли отразить танковую атаку. Эта картина явилась данью памяти товарищам художника, павшим в боях Великой Отечественной.
Теме войны посвящен масштабный групповой портрет «Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии» (1971-1974). Среди изображённых - Герои Советского Союза А.Н.Сабуров и А.А.Девятьяров, писатель М.А.Лямин, а также И.Д.Лукин, В.Н.Перминов, И.М.Телятников, Н.Нариманов. Все они - заслуженные люди, известные в Удмуртии и за её пределами. Посвящённое им произведение стало не только документально точным портретом, но и размышлением о человеческих судьбах и характерах.
Последний зал экспозиции представляет масштабное автобиографическое полотно «Консилиум» (1976-1979) - одно из лучших в творчестве зрелого мастера. Картина отличается тщательно выстроенной продуманной композицией, правдивостью и узнаваемостью портретных характеристик каждого из изображенных персонажей, сдержанным колоритом, построенном на сочетании серебристо-серых и темно-красных цветов. Рядом с полотном показана подготовительная работа к картине, своеобразная «кухня художника»: портретные этюды врачей и неоконченный портрет хирурга Амосова, который мастер так и не успел завершить...
Алексей Павлович Холмогоров вошел в число ведущих живописцев России. Его произведения глубоко и многогранно отражают различные стороны истории и современной автору жизни Удмуртии, являясь своеобразной летописью и коллективным портретом ее жителей. Работы художника отражают процесс становления и развития профессионального изобразительного искусства республики в последнюю треть ХХ века.
До 30 марта Музее искусств работает выставка «Пётр Семёнов. Памяти художника», посвящённая 90-летию со дня рождения Народного художника республики Петра Садофьевича Семёнова (1934-2024).
Экспозиция включает в себя известные живописные полотна мастера 1960-2015 годов из коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, ставшие «визитной карточкой» мастера; его графические листы, созданные во время творческой командировки в Индию, а также документы, фотографии, книги и личные вещи художника из собрания его семьи.
Среди произведений выставки – масштабные тематические картины, посвященные советским праздникам, труду, воспоминаниям о военном детстве и Дне Победы, портреты простых людей, ставших настоящими героями полотен автора; а также камерные пейзажи и натюрморты, редко экспонируемые музеем ранее.
К 60-ым годам прошлого века, относятся самые ранние представленные на выставке живописные произведения мастера. Среди них знаковые монументальные полотна художника, выполненные в лучших традициях соцреализма - «сурового стиля», посвященные праздникам и будням из истории Удмуртии: «Праздник урожая» (1960-е), «Сельский стадион» (1963), «Ижевские машиностроители» (1967), «Первый трактор» (1969) и другие.
В 1970-80-е годы - творчество художника более многогранное и драматичное, оно включает в себя не только масштабные тематические полотна, но и монументальные портретные композиции, а также небольшие по размеру камерные пейзажи и натюрморты. Именно в это время произведения Петра Семёнова становятся более личными, часто пропущенными сквозь призму его детских воспоминаний; появляется тема Великой Отечественной войны - разрушительницы судеб главных героев работ художника. Среди наиболее известных полотен этого времени: «Двадцатые годы» (1977), «Хлебороб» (1971), «Семья. Ижевские металлурги Обуховы» (1979), «Отец восьми погибших сыновей Сидоров Н.Ф.» (1975), «Похоронка» (1981), «Из военного детства» (1985) и другие. Одним из самых драматичных и сильных по психологическому воздействию на зрителя является живописное произведение мастера «Похоронка», передающее тяжелые переживания из детства художника, связанные с Великой Отечественной войной.
Представляя лучшие произведения Петра Садофьевича Семёнова, созданные на протяжении более полувека, выставка демонстрирует талант, мастерство и своеобразие творчества одного из главных художников-реалистов Удмуртии второй половины ХХ-начала ХХI веков.
Выставка «Чайковский и Русанов. Вдохновение сквозь века», посвящена юбилеям сразу двух уроженцев города Воткинска Удмуртской Республики: 185-летию великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и 80-летию его поклонника и земляка, известного художника-акварелиста Евгения Николаевича Русанова.
Несмотря на то, что жизнь и творчество этих людей разделяет целый век, один из них композитор, а другой художник, между ними много общего: незаурядный талант и любовь к природе, особая впечатлительность, эмоциональная восприимчивость и хрупкость внутреннего мира. Чайковский с детства был любимым композитором Русанова, под музыку которого художник часто творил в своей мастерской. Возможно именно поэтому многие работы акварелиста «музыкальны» и перекликаются с творчеством великого маэстро.
Выставка представляет лучшие акварели Евгения Русанова 1970-1980-х годов, а также станковую скульптуру - портреты П.И. Чайковского, выполненные современными удмуртскими авторами Анатолием Аникиным и Александром Кривошеиным из коллекции Музея искусств.
Среди работ Русанова - тонко и тщательно выполненные лирические пейзажи, посвященные временам года, а также фантазийный портрет любимого композитора. Времена года в акварелях художника перекликаются со знаменитым одноименным фортепианным циклом Петра Чайковского, состоящим из двенадцати музыкальных произведений. Так, экспозиция открывается легкими, наполненными прозрачным влажным воздухом весенними акварелями Русанова «Оттепель» (1978), «Апрель» (1985), «Вербочки» (1986).
Центральная часть выставки посвящена лету. Это время года представляют звучно-торжественные композиции «Веселый май» (1983), «Вечер над Камой» (1976), «Лунный вечер» (1987) и другие. Особенно интересен акварельный портрет «П.И. Чайковский» (1987), созданный художником. Практически все портреты Евгения Русанова выполнены с натуры, этот же составляет исключение. В нижней части вертикально расположенного листа представлен образ словно растворяющегося в потоке света Чайковского. Художник не просто пытается передать внешнее сходство, но стремится почувствовать внутренний мир композитора в тот важный момент, когда на великого маэстро откуда-то сверху сходит едва заметный желтовато-зеленый световой поток, вероятно являющийся тем самым неуловимым вдохновением.
Далее следуют осенние пейзажи художника «Осень (Осенние тополя)» (1970-1980-е) и «Красные деревья» (1977), акварели необычайно созвучные «Осенней песне» (Октябрь) из знаменитых «Времен года» Петра Ильича. Так, вся пьеса Чайковского, как и акварельные пейзажи Русанова - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.
Завершают выставку зимние акварели Евгения Русанова «Зимний вечер» (1977 и 1981), «Северная Русь» (1978) и автопортрет художника (1980-е).
Евгений Русанов - автор лирических пейзажей-картин и изысканных по цвету портретов, мастер неуловимых мгновений, переходных состояний в жизни природы, что также сближает творчество художника и великого композитора, способного передавать в своих музыкальных произведениях многогранные эмоциональные нюансы.
Художника и композитора объединяет и то, что их жизни оборвались рано, внезапно, оставив незавершенными множество творческих планов и замыслов. Однако яркий гений Петра Чайковского и светлое лирическое творчество Евгения Русанова останутся в памяти потомков благодаря их по-своему уникальным, неподражаемым и талантливым произведениям.
Для справки:
Русанов Евгений Николаевич (1945-1989) - график-акварелист. Родился 12 ноября 1945 года в городе Воткинске Удмуртской АССР. Член Союза художников СССР (1977).
Рисовать начал с детских лет, окончив изостудию в Воткинске. В 1964-1968 годах учился на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного педагогического института (ныне Институт искусств и дизайна УдГУ) у Р.К. Тагирова.
С 1970 по 1976 годы учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде у А.Ф. Пахомова и В.А. Ветрогонского. Дипломная работа художника 1976 года: 8 графических листов из серии «Моя Удмуртия» (находится в Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ). По окончании учебы вернулся в Ижевск. С 1976 по 1980 годы преподавал на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета.
Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Также пробовал себя в книжной графике, проиллюстрировав ряд книг, вышедших в издательстве «Удмуртия».
Евгений Русанов - участник всероссийских, региональных и республиканских выставок.
Посещайте музей по Пушкинской карте.
⠀
«Пушкинская карта» — это всероссийская культурная программа, стартовавшая 1 сентября 2021. Благодаря ей молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет смогут за счет государства посещать культурные мероприятия по всей стране.
⠀
Записаться на мастер-класс и экскурсии можно через сообщения в сообществах или по телефонам: 43-17-85; 8912448509.